Георгиевская церковь города Старая Русса               

   

     К югу от Великого Новгорода на Приильменской низменности, на правом берегу реки Полисть, при слиянии с ней реки Порусья раскинулся древнейший русский город Старая Русса. По археологическим данным он основан в 10 веке, а впервые упоминается в Новгородской  летописи под 1167 годом как Руса.

     Церковь во имя великомученика Георгия с придельною церковью во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы была построена в 1410 году архимандритом Варлаамом  в княжение Василия Димитриевича, с благословения архиепископа велико-новгородского Иоанна II.

М.И. Полянский в «Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Строй Руссы и Старорусского уезда» (Новгород, 1885) пишет, что церковь имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия. Сооружение весьма прочное, кладка стен состоит из обожжённого продолговатого  кирпича, дикого камня и плиты внутри храма. Посредине находятся четыре квадратных столба, поддерживающих свод всей церкви и основание купола. К передним двум столбам приставлен пятиярусный иконостас, возобновлённый в 1842 году; в нём иконы греческого письма. Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы находится с северной стороны главного Георгиевского храма и имеет вид продолговатый. Алтарь с одной полукаменною аркою. Церковь  храма отделяется от алтаря  большою аркою. Иконостас устроен в 1852 году; иконы в нём письма греческого.

Георгиевский и Благовещенский храмы были изолированы и не имели внутреннего сообщения.

     Краткие сведения о судьбе церкви Георгия в XVIII - середине XIXвека сообщает архимандрит Макарий в «Церковно-историческом описании города Старой Руссы» (Новгород, 1866). Он пишет, что церковь практически не пострадала во время шведского разорения 1611 – 1617 годов, однако сильно обветшала к началу XVIII века. С 1710 года служба в ней не велась. В 1740 году храм был частично разобран и выстроен заново на старом основании.

     Внушительность и праздничность определили облик нового здания. Его мощный, богато декорированный барабан, увенчанный луковичной главой, четырехскатное покрытие, пилястры, украшенные поясками, поребриком и нишами и «перетянутые» вверху многопрофильным карнизом, большие окна с пышными наличниками, сочетание красного цвета декоративных элементов с кремовой обмазкой стен здания были характерны для архитектуры того времени, когда русские зодчие стремились к возрождению национальных традиций столетней давности. Во время перестройки церкви ее западный притвор был расширен.

     Спустя сорок лет, в 1782 году, был перестроен придел Благовещения, стоявший до этого в запустении. Во время перестройки он получил луковичную главу на небольшом барабане и четырехскатное покрытие. Тогда же был сооружен притвор.

     Существовало предположение, что в XVIII веке Георгиевская церковь была расписана, однако оно не подтвердилось.  Первоначально здание имело одинаковое цветовое решение внутри и снаружи. Отсутствие росписи в интерьере восполнялась многочисленными образами, которые висели на столбах и стенах храма, стояли в иконостасе.

      Описи имущества Георгиевской и Благовещенской церкви времени их перестроек до нас не дошли, поэтому мы не знаем, какие иконостасы украшали храмы в XVIII веке. Не исключено, что тогда еще сохранялись древние тябловые конструкции с образами, перенесенными из разнообразных церквей.

     По сведениям архимандрита Макария, в 1842 году иконостас церкви Георгия был «возобновлен». Говоря о «возобновлении», Макарий, вероятно, имел в виду создание новой конструкции иконостаса, украшенной позолоченной резьбой, и реставрацию икон «греческого письма» («греческими» автор назвал все древние иконы, отличая их таким образом от икон нового времени). Резной иконостас Георгиевской церкви, на наш взгляд, датируется именно этим временем. В 1852 году был выполнен новый иконостас придела Благовещения, погибший в 1940-е годы. В 1865 году в Георгиевской церкви проводится капитальный ремонт. В 1884 году сооружается новая грандиозная колокольня храма, выполненная в «русском» стиле, о чем сообщает очевидец этого события М.И.Полянский в «Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» (Новгород, 1885). Колокольня была поставлена на мете старой звонницы, построенной после 1740 года. В войну она была разрушена и впоследствии не восстановлена. Ее снимок есть в книге В.Пылаева «Старая Русса», изданной в Сергиевом Посаде в 1916 году. В.Пылаев пишет о капитальном ремонте Георгиевской и Благовещенской церквей, приуроченном к их пятисотлетию. Он начался в 1905 году устройством в Георгиевской церкви печного отопления. В следующем году был перестроен Благовещенский придел (алтарная часть сохранилась в старых формах), расширенный за счет притвора. Через проем западном прясле северной стены Георгиевская церковь стала сообщаться с церковью Благовещения. С запада и севера к зданию были пристроены небольшие помещения. Мы знаем также, что в период до 1910 года в храмах были настелены мозаичные полы, и впервые появилась настенная живопись, которая была выполнена по образцам знаменитых росписей В.М.Васнецова из киевского собора Князя Владимира (собор был освящен в 1896 году). Трудно сказать, насколько достоверно бытовавшее еще недавно в Старой Руссе предание о том, что Георгиевскую церковь расписывали палехские мастера. В те же годы по образцам киевского храма была исполнена живопись церкви Ильи пророка в Сольцах. Не исключено, что солецкий и старорусский храмы были расписаны одной артелью художников.

   Стенопись Георгиевской и Благовещенской церквей, исполненная по штукатурке в технике масляной живописи, неоднократно переписывалась. Есть сведения о внутренних работах в храмах в 1940-е годы, о реставрациях их живописи, осуществленных в 1968 году новгородцем Ю.И.Марковым и в 1976-1980 годах москвичами А.Лисицыным, А.Ивановым, Е.Г.Тимаковым, А.А.Егоровым. Однако во всех перечисленных случаях следует говорить не столько о «реставрации», то есть сохранении и воссоздании подлинной живописи, сколько об «обновлении» интерьера. А те работы, которые были проведены в Георгиевской церкви в начале 1990-х годов, вообще имели ярко выраженный «оформительский» характер и оставили о себе память в виде пышного, неподходящего для культового здания «узорочья».  В результате о живописи «васнецовского стиля», украсившей Георгиевскую церковь в начале ХХ века, мы можем судить в данный момент лишь по относительно сохранным изображениям «Господа Саваофа» в куполе  и евангелистов Иоанна и Матфея в северо-восточном и юго-восточном парусах, которые в 1996 году были открыты новгородскими реставраторами из-под поздних записей. Тогда же по образцам киевского собора нашими реставраторами были реконструированы сильно утраченные изображения евангелистов Луки и Марка в двух других парусах.

Еще несколько лет назад церковь Георгия с приделом Благовещения была единственным действующим православным храмом Старой Руссы. Другие городские храмы в советский период десятилетиями использовались не по назначению – в лучшем случае как музейные здания, а в основном как складские, хозяйственные или жилые помещения. Георгиевская же церковь стояла без службы относительно недолго: с 1939 года, когда она была закрыта решением Ленинградского облисполкома «по ходатайству трудящихся», до осени 1941 года, с марта 1943 года по июнь 1945 года. Тогда храм пустовал, за исключением первых месяцев 1945 года, в которые был занят под рабочее общежитие. 23 июня 1945 года, после небольшого ремонта, был заново освящен Благовещенский придел, 24 декабря следующего года – главный престол храма.

     В военный период Георгиевская церковь была открыта по распоряжению немецких оккупационных властей. Весной 1943 года, во время наступления советских войск на Северо – Западном фронте, они вывезли основное имущество храма, в том числе список  XVIII века с чудотворного образа «Богоматери Старорусской», в Дно, в церковь Михаила Архангела, где оно находилось под наблюдением старорусского священника отца Сергея Василевского. Из Дно часть ценностей была переправлена в кафедральный собор города Риги. Резной иконостас Георгиевского храма после войны оказался в Успенской церкви села Коростынь. Там же и в соседнем селе Борисове была обнаружена часть церковной утвари.

     Для храма эти перемещения обернулись большими потерями. После войны были возвращены только те предметы утвари, книги, облачения и иконы, которые хранились в Коростыни, Борисове и в Дно, причем по поводу некоторых икон, незаконно оставленных в церкви Михаила Архангела ее причтом, шла многолетняя тяжба. Другие иконы Георгиевской церкви, и в их числе образа главного иконостаса, были утрачены для Старой Русса навсегда: они или погибли, или ушли на Запад. Среди них были такие, которые по древности не уступали самому храму, то есть насчитывали несколько столетий.  Сейчас взамен вывезенных в 1943 году «греческих» икон в иконостасе стоят иконы из других храмов, отреставрированные в 1980-е годы Ю.Новиковым: праздники, Деисус, пророки и праотцы второй половины XVIII века, разновременные местные образа и среди них – «Георгий в житии» XVI столетия. Известно, например, что 9 икон было передано в Георгиевскую церковь в 1946 году из Благовещенской церкви села Горки Порошки, куда в свою очередь они поступили из кладбищенской Симеоновской часовни Старой Руссы. Во время войны пропала и  одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной Церковью "Богородица Старорусская".

Согласно народному преданию, икона была привезена в Старую Руссу в конце X века из греческого города Ольвиополя. Начало творения ею чудес связывается со временем Ивана Грозного.   В 1570 году, во время морового поветрия, охватившего северные окраины Новгорода, чудотворный образ Богоматери был перенесен в Тихвин, где он оставался более трехсот лет. В 1888 году, после длительной тяжбы с тихвинцами, не желавшими расставаться с драгоценной реликвией, икона была возвращена в Старую Руссу.

В результате многократного копирования и перенесения икон в Новгороде и Старой Руссе образовалось два типа копий Старорусской иконы. В настоящее время под наименованием "Старорусская" особо почитается один из ее условно называемых "списков" - по устному свидетельству, копия с копии чтимой иконы.

Икона находится в действующей Георгиевской церкви, на левом клиросе перед иконостасом, как некогда в соборе Тихвинского Успенского монастыря. Она имеет богатый серебряный оклад середины XIX века с большими вставками, предположительно, XVIII столетия.


 

В Центральном Государственном архиве Санкт-Петербурга найден документ Президиума  Ленинградского областного исполнительного комитета о ликвидации церкви в 1931 году.


ЦГА СПб Фонд 7179 Опись 10 дело 315 (типографская печать)

Л.2об

 

Протокол № 26

Заседания Президиума Ленинградского областного исполнительного комитета от 7 августа 1931 года

пункт 11. О ликвидации Георгиевской церкви в гор. Ст.Руссе Старорусский район

Ввиду того, что здание церкви требует неотложного ремонта, который 20ка не производит, что рядом с Георгиевской церковью находится Педтехникум, стесненность которого в помещении не дает возможности расширить прием учащихся, а здание данной церкви может быть переоборудовано под школьный клуб и гимназический зал, на что средства у Горсовета имеются, что на расстоянии полукилометра находится церковь Мины вместимостью в 500 чел., где верующие могут удовлетворить свои религиозной потребности, а также учитывая, постановление 34-х избирательных собраний о закрытии указаний церкви – церковь ликвидировать и здание передать для расширения Педтехникума.

 

Примечание: Настоятелем Георгиевской церкви предположительно с 1932 года до 1937 года был протоиерей отец Иоанн - Белоликов Иван Захарович, арестованный 20 октября 1937 года и приговоренный Особой тройкой  УНКВД  ЛО 4 ноября 1937 года по статье 58-10-13 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 12 ноября 1937 года.

Вслед за отцом Иоанном, 29 октября 1937 года, был арестован священник (дьякон) этой церкви Верещагин Николай Клавдиевич, 1898 года рождения. Особая тройка  УНКВД  Ленинградской области 10 ноября 1937 года  приговорила его по статье 58-10 УК РСФСР к расстрелу. 19 ноября 1937 года приговор приведен в исполнение.


 

Источники:

1. А. Трифонова «Георгиевская церковь в Старой Руссе» («София» №3, 1997 год)

2. М. Чумовицкая «Храмы Старой Руссы» ( «София» №3, 1997 год)

3. Н. Жервэ «Страницы истории храмов старорусского благочиния»

(«София» №3, 1997 год)

4. ЦГА СПб Ф. 7179 Оп. 10 Д. 315 Л.2об. Л.125

 

                      

 

 

 

 

На главную страницу сайта

 

 

 

 

При использовании материала ссылка на сайт обязательна!

Hosted by uCoz