Протоиерей Павел Алексеевич Полянский.

(Некролог).

 

18-го ноября прошлого года скончался протоиерей Николаевской Становищской церкви, Белозерского уезда, Павел Алексеевич Полянский, на 73 году своей жизни. Почивший был сын сельского дьячка, Белозерского же уезда. По окончании в 1851 году курса учения в Новгородской духовной семинарии, он 19 ноября 1853 года рукоположен был во священника в Становищский приход, приход бедный, малолюдный (123 души мужского пола) и расположен среди болот, в котором он и служил до конца жизни.

Жалованье причту в то время было очень ограничено, а доходов с прихода почти совсем не было. Если и в настоящее время, когда приход удвоился по народонаселению, получается доходу на причт от 30 до 36 руб. в год, то о тогдашних доходах и говорить уже нечего. Не имея и скудных материальных средств к жизни, помимо пастырских обязанностей, почивший для поддержания себя и своего семейства должен был много трудиться и добывать пропитание своими руками. Сам он пахал землю, сеял, молотил, косил, рубил и возил дрова, столярничал, работал все земледельческие орудия и другие принадлежности сельского хозяйства. Одним словом работал он наравне со своими прихожанами-земледельцами. В неурожайные годы приходилось перебиваться с хлебом кое-как, лишь бы не помереть с голоду. Нередко весною и летом приходилось выпрашивать и вымаливать муки у разных торговцев в долг и издалека доставлять ее в Становища через болота на своих плечах. Не в редкость случалось, что в подспорье к дорогой сравнительно муке покупалась так называемая "месятка", из нее пекли хлеб, коим и питался почивший с семейством. Всего того, что называется роскошью, комфортом, не знал почивший, а довольствовался нередко, - говорим без всякого преувеличения, одним насущным хлебом. На как ни не приглядна была жизнь почившего в материальном отношении, всетаки она текла мирно, безмятежно и спокойно. Но вот в 1868 году, на 15 году своего пастырского служения, он лишается своей супруги, подруги и опоры жизни, оставшись со своей матерью-старухой и 6-ю малолетними детьми. Тяжесть жизненного крест почившего после сего усугубилась, но он е ропщет на свою судьбу, а всецело отдается в волю Божию и у Него Одного ищет себе помощи и подкрепления в несении своего сугубо тяжелого креста. - Через 9 лет после этого Господь послал новое испытание: в 1877 году 19 декабря помирает сын его - первенец, обучающийся уже в IV классе духовной семинарии. - Дать детям своим образование и пристроить их потом на места было не малою заботою покойного и, не смотря на скудость своих средств, при помощи Божией и при содействии добрый людей, он с честью выполнил это свое желание. Трое из его сыновей окончили курс учения в духовной семинарии и в настоящее время состоят священниками в Белозерском уезде; дочь выдана замуж.

Пристроив таким образом всех своих детей, покойный остался одиноким и вел такую же простую жизнь, как и прежде. Не смотря на всегдашнюю свою бедность, он никогда и прежде не стремился к переходу в другой более доходный приход, а теперь уже и не думал о том, оставшись доживать свой век в Становищах. Ровно 45 лет служил он в этом приходе, с которым сроднился душою и не хотел покидать его до конца жизни.

В исполнении своих обязанностей почивший всегда был добрым пастырем, с любовью относившийся к духовным своим детям. Днем и ночью во всякое время года он всегда готов был явиться дая удовлетворения духовных нужд своих необходимых, не смотря на то, что только в зимнее время по причине непроездных болот местности он должен был ходить пешком. Всегда он был поспешен в исполнении своего дела и готов был идти на дело и шел по первому приглашению, на мало не медля. Зная это, прихожане нередко посылали за ним (для приглашения с требою) даже малолетков, и он, не обинуясь, шел, куда приглашали. Детей он любил и ласкал, а потому и они любили его и не боялись, не бежали прочь, а иногда целою гурьбою встречали и провожали его как в селение так и обратно.

В жизни своей почивший отличался добродушием и гостеприимством, страннолюбием и нестяжательностью. Каждого прохожего человека и странника он старался непременно накормить-напоить и приютить в своем доме для отдыха и ночлега. Каждому нуждающемуся он старался помогать, чем только мог. Кому давал денег из скудных своих средств, кому хлеба, одежду, обувь и пр., одним словом, делился со всеми, что имел сам. Раздавал в займы последний свой хлеб, последние свои гроши, хотя обратно часто не получал ничего. В обращении с другими покойный был прост, для всех доступен, благожелателен, справедлив. Зла никому он и никогда не только не сделал, но и не желал; со всеми жил в мире и согласии. Говорил он всегда только одну правду, лжи и лицемерия никогда не терпел, - если что бывало кому скажет, то все знали, что это правда и верили его словам безпрекословно. Зная его сердечную доброту, доступность, опытность и готовность помочь всякому, многие обращались к нему за разрешением разных недоумений и за советом и не только его пасомые, а иногда и дальние люди*. Всех он принимал с любовью, кротко выслушивал и давал необходимые наставления. Письменных запросов он тоже не оставлял без ответов.

За свою доброту он всегда и везде пользовался глубоким уважением и любовью; где он ни появился, везде знали отца Павла, и с радостью встречали его и принимали. Почивший, как добрый пастырь, много позаботился и потрудился и на пользу своего приходского храма. Он любил, чтобы храм его был благоустроен и благолепен, а для этого располагал к пожертвованиям на украшение его не только прихожан, а и сторонних лиц, и, не смотря на бедность прихожан, храм его действительно отличался благоустройством и благолепием. Стены и своды внутри храма при нем были окрашены масляною краскою, иконостас кармином, резьба поправлялась и сова золотилась, полы в церкви заменены новыми; приобретены новые хорошие хоругви и плащаница с гробницею, заведена церковная библиотека. Снаружи пристроена деревянная паперть, перекладен отвалившийся юго-западный церковный угол, вместо разрушившейся ограды вокруг кладбища сделан земляной вал и пр. По его старанию неоднократно открывалась в приходе школа грамоты; учителя школы грамоты он содержал даже на своем иждивении с предоставлением ему и квартиры в своем доме и не взимая за то с него никакой платы. Помимо пастырских обязанностей, покойный проходил должности окружного духовника с 1858 г. по 1866 г. и благочинного. Благочинным состоял он безпрерывно 27 лет - с 1866 г. по 1893 г. Как благочинный, он был исправен и аккуратен. В обхождении с подведомым ему духовенством (он) был добр, прост, приветлив и снисходителен. Если где замечал неисправности и погрешности, то кротко указывал на них и сам же помогал исправлять неладное. Ко всем относился с отеческой любовью, враждующих старался примирить, - с неопытным делился своими знаниями и благоразумием. По истине он был отцом для вверенного ему духовенства и защитником вдов и сирот. Положением своим он не величался и не превозносился, гордости и тщеславия он всегда боялся и избегал, да и детям своим при конце жизни заповедал иметь друг к другу мир и согласие, а гордости всячески избегать. Прослужить благочинным столько лет сколько он прослужил, сможет не всякий. В летнее время обзор церквей бывал очень затруднителен и о. Павлу нередко по болотистым местностям приходилось идти пешком, но не смотря на это, он не уклонялся от возложенной на него обязанности, и во все время оставался верен своему долгу. При оставлении покойным должности благочинного в 1893 году, духовенство 5-го округа выразило ему свою благодарность за все труды и заботы о нем поднесением св. иконы с изображением Пресвятой Богородицы, святителя Николая чудотворца и преподобного Павла Фивейского, в серебряно-позлащенной ризе в киоте, с надписью на ризе: "Да хранит тебя, маститый старец, Бог молитвами Богородицы, святителя Николая чудотворца и тезоименитого преподобного Павла".

Ниже сей надписи на особой бронзовой пластинке: "На память благочинному протоиерею Павлу Полянскому. - Признательное духовенство 5 округа, Белозерского уезда, 1893 года".

За ревностную службу при отличном поведении почивший был почтен наградами и со стороны епархиального начальства. В 1864 году преподано ему Архипастырское благословление, - затем награжден: набедренником (1867 г.), скуфьею (1872 г.), камилавкою (1876 г.), орденом св. Анны 3 ст (1879 г.), наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым (1885 г.) и саном протоиерея (1891 г.). Имел темнобронзовый крест за войну 1853-1856 гг. и серебряную медаль в память государя Александра III-го.

Не смотря на свою старческую немощь и трудность исправления пастырских обязанностей, покойный до конца своей жизни хотел оставаться и трудиться на вверенной ему ниве Христовой. При исполнении пастырских обязанностей он и заболел, 22 октября 1898 года отправившись через болота (за 7 верст) в деревни, где по случаю праздника он должен был служить молебны в часовне и по домам крестьянским. По приходе домой 23 октября он почувствовал себя очень слабым. На правом предплечии вдруг появилась большая темнокрасная опухоль, перешедшая затем в нарыв; нарыв прорвался в легкие и от гнойного воспаления легких последовала смерть. 14-го ноября почивший исповедался и причастился Святых Таин, а 18 ноября в 2 часа пополудни скончался. 12 мерных ударов церковного колокола возвестили жителям об отходе в вечность пастыря церкви и их духовного отца. В последнее время болезни почившего безотлучно при нем был сын его - священник Комоневской церкви Евгений Полянский, а потому сразу же после кончины тело почившего помазано было елеем, одето в чистое белье и по чины церковному облачено во все иерейские одежды. В 6 часов вечера отслужена была первая панихида, на которую пришли жители погоста и некоторые прихожане из ближайших селений**. Погребение за неприбытием прочих сыновей покойного (к 3-му дню) отложено было до воскресения 22 ноября, а вынос тела почившего в церковь совершен был в субботу в 3 час пополудни. К этому времени собралось много прихожан, чтобы проводить своего пастыря во св. храм, где он так долго за них молился пред Престолом Всевышнего.

Крестный ход, погребальный трезвон, трогательное пение великого канона и шествие сопровождающих с зажженными свечами при вечернем сумраке приводило всех в умиление и слезы; многие плакали навзрыд, сопровождая своего почившего пастыря в родной храм для последнего молитвенного напутствия в загробную жизнь. В воскресенье еще до службы прибыли два сына священники - Заколпский Виталий Полянский и Хилетский - Константин Полянский. Вместе с ними прибыл и священник Воскресенской Судской церкви Иоанн Горемыкин. Затем пред обеднею прибыл старший сын о. Павла землевладелец Александр Полянский, а во время уже обедни пришел сосед священник Кулигской церкви Виктор Сапожков. По окончании литургии отпевание совершал священник Евгений Полянский с вышеозначенными 4-мя иереями. Особенность чина отпевания священников производила на молящихся трогательнейшее впечатление, богомольцев была полная церковь и все от усердия молились за своего пастыря. При последнем целовании церковь огласилась невольным плачем, плакали родные, плакали по своем добром пастыре и прихожане, чувствуя горькую утрату в лице почившего своего любимого и доброго батюшки. После отпевания тело почившего с крестным ходом обнесено было вокруг храма и в 3 часа после полудня предано земле. Из уст многих прихожан неоднократно приходилось слышать: "хороший у нас был батюшка, хорошо его и хоронили". Это свидетельствует как о любви пасомых к почившему, так и о том впечатлении, какое произвели на них вынос тела почившего в церковь и чин погребения. Многим и многим хотелось побывать на погребении о. Павла, но исполнить своего желания им не пришлось, по случаю полной осенней бездорожицы. Болота нынешний год замерзли плохо, а потому и попадать в Становища было очень трудно. По этой же причине не могли прибыть на погребение и некоторые из соседних священников.

Пастыри церкви, знающие почившего, помяните во своих молитвах пред престолом Всевышнего протоиерея Павла. да упокоит его Господь с праведными во царствии своем.

"Молю всех знаемых и другов моих, вопиет от лица церкви почивший, помяните мя пред Господом, яко да в день судный обрящу милость аа судищи оном страшном". Братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда поете Господа: но поминайте и братство, и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь". (Сл. погр. свящ.).

С.Е.П.

 

* Это видно из оставшейся переписки покойного.

**За неприбытием других священников чтение Евангельское по необходимости сменилось чтением псалтыря.

 

«Новгородские  Епархиальные ведомости»  1899г., №5, стр.337-343

 

 

На главную страницу сайта

 

 

 

 

 

 

При использовании материала ссылка на сайт обязательна!


Hosted by uCoz