Белоликов Петр Захарович

портрет работы Кияткиной Инны Викторовны 


Петр Захарович Белоликов  родился 5/18 ноября 1879 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии.

В 1894 году окончил Кирилловском Духовном училище, в 1900 году - Новгородскую Духовную Семинарию, в 1904 году - Киевскую Духовную Академию со званием кандидата богословия.
В монашество пострижен 6 августа 1903 года митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким). Тем же архипастырем 24 августа 1903 года возведен в сан иеродиакона. Рукоположен во иеромонаха летом 1904 года ректором Киевской Духовной Академии епископом Платоном (Рождественским).


Указом Святейшего Синода от 12 августа 1904 года определен членом Урмийской духовной миссии. Находясь в Персии, иеромонах Пимен вскоре овладел древнесирийским и новосирийским языками, местными тюркскими наречиями, что дало ему возможность проповедовать православным сирийцам на их родном языке. Он занимается переводами древнесирийских святоотеческих текстов, а также переводом на сирийский язык богослужебных чинопоследований. Преподавал, а затем ректорствовал в Миссийском училище, защищал интересы православного населения перед персидскими властями. Годы его служения пришлись на так называемые персидские смуты (1906-1911гг.). В этот период он издает небольшую книгу «Православная Урмия в годы персидских смут». 7 июля 1906 года назначен помощником начальника Урмийской миссии.

5 мая 1908 года награжден орденом Святой Анны 3-ей степени.

6 сентября 1908 года возведен в сан игумена с возложением палицы.

Указом  от 3 марта 1911 года назначен ректором  Александровской Духовной Семинарии в Ардоне. Летом 1911 года возведен в сан архимандрита Преосвященным Агапитом (Вишневским), епископом Владикавказским и Моздокским.

6 мая 1912 года награжден орденом Святой Анны 2-й степени.

Указом от 25 июля 1912 года по собственному ходатайству вновь возвращен в Урмийскую миссию на прежнюю должность. Назначен ректором семилетнего училища при Миссии и наблюдателем над сельскими церковными школами. Является редактором журнала «Православная Урмия», для которого пишет статьи и очерки. Его труды печатались во многих российских газетах и журналах. На протяжении многих лет отец Пимен посылал свои очерки в "Московские ведомости", «Русский паломник», «Церковный вестник». Цель  привлечь к Миссии внимание  успешно достигалась.  Ведет переписку с архиепископом Японским святителем Николаем (Касаткиным).
К концу 1913 года у Миссии четко просматривались перспективы широкого присоединения к Православию всего сирийского народа. Был близок к подчинению России и переходу в Православие несторианский национальный центр патриарха Мар-Шимона в Кудчанизе. Присоединение должно было привести за собой сирийцев турецких областей Гявар, Джилу, Тияры, Баз, Тхума. Но начавшаяся летом 1914 года Первая Мировая война остановила дело широкого присоединения к православию сирийцев.

8 октября 1914 года Петр Захарович  назначен на должность ректора Пермской Духовной Семинарии. Возглавляет в Перми Епархиальное общество трезвости, совместно с епископом Пермским Андроником проводит чтения для народа при часовне Пермского Стефановского братства.
6 мая 1915 года награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.

7 июля 1916 года назначен начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа. 6 августа 1916 года в Петрограде хиротонисан во епископа Салмасского. 2 октября 1916 года награжден орденом Святого Владимира 3-й степени.


3 июля 1917 года назначен епископом Семиреченским и Верненским, викарием Туркестанским. 11 октября1917 года прибыл из Персии через Ташкент в кафедральный город Верный, где был тепло встречен духовенством и горожанами. «Измученные физически и нравственно от переживаемых нашей Родиной бедствий, мы верим, что Ваш приезд и духовное руководство умирят нашу жизнь и дадут ей успокоение», - звучало в приветственных словах представителей городской думы.
С первых дней владыка Пимен без устали трудится на вверенной ему ниве Христовой. «За каждой Литургией Владыка поучает паству, освящая на основании слова Божия современные события и по окончании Литургии совершает краткое молебное пение о прекращении брани. По воскресным дням в Крестовой церкви за вечерним богослужением читает акафисты и беседует с молящимися». Он возобновляет в Народном Доме воскресные дневные чтения для народа, на которых, рисуя картину бедствий России, он доказывает со всей очевидностью, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом. 3 декабря 1917 года в Архиерейских покоях открывается съезд градо-верненского духовенства. Он посвящается исключительному событию в жизни Русской Церкви - избранию Патриарха. В числе его насущных вопросов стоит помощь голодающим детям.

Вскоре после октябрьского переворота в городе началась гражданская война. В этих условиях одним из главных направлений деятельности епископа стало миротворческое усилие, напоминание о братолюбии и доброделании Христа ради. Он организует церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам становится во главе его, направляясь с народом на поклон к казачеству, где служит молебен и призывает прекратить братоубийственную войну. В светлую седмицу 1918 года и на преполовение Пасхи он проводит два грандиозных крестных хода от Кафедрального собора к храмам казачьих станиц с целью установления сословного мира.
При всех поворотах событий епископ Пимен намерен был оставаться со своей паствой. Среди крови и страданий он видел главную свою задачу - нести утешение народу в его несчастьях. Семиреченский Владыка не мог принять декретов, направленных на уничтожение в России христианского благочестия. Это была неизбежная контрреволюция. 9 июня 1918 года ревтрибуналом начато первое дело на епископа Пимена. Позиция епископа Пимена была оправданным продолжением борьбы Поместного Собора с декретами советской власти, касающимися Церкви, развернувшейся летом 1918 года в Москве. Он рассылает по приходам Семиречья указания по Таинству брака, сообразные с решениями Собора. И снова последовали ответные действия властей - вторичное предписание ревтрибуналу начать следствие по предъявленным епископу Пимену обвинениям в противостоянии декретам Советской власти. Несмотря на явно грозившую ему опасность, епископ Пимен продолжает делать то дело, к которому его обязывает его архипастырский долг. Вслед за Патриархом Тихоном и своим духовным наставником Пермским епископом Андроником, епископ Пимен разоблачает демагогию и казуистику большевистских воззваний, призывает к противостоянию безбожной власти. Впоследствии его проповеди были охарактеризованы Павлом Виноградовым как «контрреволюционные речи с амвона».

26 июня 1918 года он открывает очередной съезд Семиреченского духовенства, на котором в соответствии с постановлениями Поместного Собора архипастырь призвал народ к сплочению и единению на приходах, к радикальному обновлению приходской жизни. Откровенная позиция преосвященного Пимена, народная любовь и доверие народа к архиерею вызвало у революционной власти решимость расправиться с ним.


3/16 сентября 1918 года епископ Пимен был арестован бойцами отряда Мамонтова-Кихтенко, вызванного специально из района Сарканда, и в этот же день расстрелян в роще Баума в 8 верстах от г. Верного.
Тайно погребен в северо-западной части городского парка вблизи кафедрального собора города Верного.


12 октября 1997 года епископ Семиреченский и Верненский  Пимен был причислен к лику местночтимых святых как священномученик Казахский. А 14 марта 1999 года совершено освящение закладки Храма-крестильни во имя священномученика Пимена.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви по канонизации Святых, прошедшем в Москве 13-16 августа 2000 года, епископ Семиреченский и Верненский Пимен причислен к лику общецерковных святых.

 

Источник:

О.И.Ходаковская. Священномученик Пимен (Белоликов), епископ Семиреченский и Верненский. - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000 год.


Речи епископа Пимена (Белоликова Петра Захаровича)

 

 

Публикации о епископе Пимене:

1. О.И.Ходаковская. Там где сияют горные вершины. Документальное исследование жизни и трудов преосвященного Пимена епископа Семиреченского и Верненского, священномученика (1879-1918)

2. О.И.Ходаковская. Где же упокоен священномученик Пимен

3. Е. Д. Харитонов. Пермский период жизни священномученика Пимена (http://www.permeparhia.ru/index.php?id=597)

4. Ольга Ходаковская. Призванный напоминать о славе Православия. Жизнеописание епископа Семиреченского и Верненского Пимена (Белоликова). //Свет Православия в Казахстане. Изд. Алма-Атинской и Семипалатинской епархии. 1994-1996 гг. 7(16) - 8(37).

 

5. О. Ходаковская. Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский. Краткое жизнеописание. //Алматы. Международный благотворительный фонд Веди. 1999 – 67с.

 

6. Любовью побеждая страх. Жизнеописание новомучеников Российских. Архиепископ Пермский Андроник, епископ Соликамский Феофан, архиепископ Черниговский Василий,

епископ Семиреченский Пимен. //Составитель Виктор Королёв. Фрязино. 1998. (Глава о епископе Семиреченском Пимене подготовлена Ольгой Ходаковской).

 

7. Ольга Ходаковская.  Распятие на голубом шёлке. Рассказы. Алматы. 1999. (Рассказы о епископе Семиреченском Пимене для детей).

 

8. Ольга Ходаковская. Из отчих объятий. (Епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов). // Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости – 1998. Вып.18.

 

9. Ольга Ходаковская. Не отрекся имени Моего. (Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский). // Веди. - Периодическое  православное издание г. Алматы – 1998. №1-2(16).

 

                      

 

 

 

 

На главную страницу сайта

 

 

 

 

При использовании материала ссылка на сайт обязательна!

Hosted by uCoz