Сергей Саратовский

         

ИСТОРИЯ, ЖИЗНЬ И ТРАДИЦИИ СЕВЕРА РОССИИ

 

    На территории нынешнего Пришекснинского района Вологодской области когда-то проживало племя весь (вепсы), относящееся к финно-угорским народам (угры – предки нынешних венгров). Весь неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

    При археологических раскопках было установлено, что в Пришекснинском районе поселения  имели выраженные элементы финской культуры. Жители многих финно-угорских поселений в конце I -  начале II тысячелетия н.э. участвовали в торговле. Через территорию края, по рекам Суде и Шексне, проходили важные международные торговые пути, связывавшие бассейны Волги и Балтийского моря.

    К концу I тысячелетия н.э. начинается массовое проникновение славяно-русского населения на север и северо-восток русской равнины. Культура пришельцев содержала в себе славянские, финно-угорские и даже балтийские элементы, т. е. была смешанной, древнерусской. Вслед за купцами сюда двигались охотники, ремесленники и земледельцы. И уже к XIII веку финно-угорские поселения данного района замещаются древнерусскими селищами.

    Новое население было христианским. Об этом свидетельствуют находки в крае крестов-тельников, т. е. нательных крестиков. Кресты-тельники, иконки-подвески с изображениями Богоматери и святых распространялись и среди финно-угорского населения края. Предметы культа сначала использовались местными финнами в качестве украшений и помещались на ожерелья наряду с бусами, подвесками, амулетами.

    Совместное проживание русского и финно-угорского населения приводило к взаимному влиянию соседей друг на друга. Усваивались некоторые элементы домостроения, заимствовался язык, погребальный обряд, приемы охоты и рыболовства и многое другое.

    Большие массы жителей южных и центральных районов Древней Руси вытолкнуло на Север монголо-татарское нашествие. Численность населения в бассейне реки Шексны стала резко увеличиваться. В XIIIвеке в крае возникают десятки новых селищ – «починков».

    И вот наступило время Русского Средневековья. В это время охота и рыболовство играли огромную роль.

    Археологические изыскания указали на то, что в бассейне реки Шексны в это время существовало производство изделий из цветных металлов (в т. ч. и ювелирных изделий). Сырье поступало в виде слитков и полуфабрикатов в форме полос, прутов и проволоки из стран Западной Европы и Востока. Развивалось активно и кузнечное дело.

 

* * *

 

    Сейчас нам уже трудно представить жизнь и традиции тех далеких лет. К сожалению, мы можем основывать свои предположения лишь на рассказах старожилов и изысканиях историков.

    Глина – общедоступный и широко распространенный в природе материал, издревле использовавшийся для изготовления сосудов. Керамическую посуду в быту применяли как для приготовления пищи, так и для хранения продуктов. Почти в каждой волости Кирилловского и Белозерского уездов Новгородской губернии были свои небольшие гончарни.

    В кухонном углу избы, который находился против устья печи, располагалась вся «черная» посуда. Известно, что каждое блюдо народной кухни готовилось в строго определенном сосуде. Пористая поверхность глиняной посуды впитывала ароматы приготовленного в нем блюда, и, перепутав посуду, можно было испортить вкус еды. Хозяйка твердо помнила, какой горшок предназначался для штей (щей), а какой – для пареной брусники.

    Традиционные блюда северной кухни: похлебки, супы, щи, каши, кисели – готовились в горшках, рассчитанных на боковой нагрев в русской печи. Любопытно, что покупая горшок, хозяйка всегда справлялась у мастера: «Горшок – мужик али баба?». «Пол» горшка определялся по звуку, который тот издавал при легком постукивании по нему. Если звук был глухим, то горшок считался «мужиком», а если звонким и чистым – «бабой». Считалось, что в горшке-«бабе» еда получается лучше.

    В нашей домашней коллекции сохранилось несколько осколков от таких горшков, датируемых XIV-XV вв. и найденных около старой Казанской церкви, на берегу пруда, что поселке Шексна.

    Также использовался особый вид керамических блюд – латки. Они предназначались для подачи на стол различных каш, картофеля, грибов, рыбы, мяса. Существовали латки особой формы для ритуальных блюд: овсяного киселя и студня. На дне их обычно отпечатывали изображение рака или рыбы.

    Латки участвовали и в отправлении многочисленных обрядов. Так, накануне Нового года, в навечерие перед днем Василия Великого (Васильев вечер), в латках-кисельницах выносили на мороз овсяный кисель. Ритуал «кормления» Деда Мороза сопровождали просьбой: «Мороз, Мороз, ешь кисель, не клюй мой овес». Поскольку овес сеяли ранней весной, то утренние холода (утренники) могли погубить посев. Магическим «кормлением» люди пытались умилостивить природу, спасти будущий урожай.

    Наряду с глиняной посудой в широком ходу была деревянная, берестяная (солонки, корзины, короба) и медная.

 

УСТЬ-УГЛА – НИКОЛЬСКОЕ – ШЕКСНА

 

    Современный Шекснинский район Вологодской области является тем местом, где жили наши предки по линии Кузнецовых, Зайцевых, Ивановых, Спиридоновых, Заводчиковых и Хлебниковых. Территория, на которой расположен в наши дни современный Шекснинский район, развивался одновременно с проникновением и освоением человеком сурового Европейского Севера.

    Изучая древние поселения людей на территории нынешней Вологодской области, археологи пришли к догадке, что край был заселен дважды. Первое население пришло с Приуралья и заселило широкую полосу от Урала до берегов Балтийского моря (вот где вспомнишь «знаменитых» арийцев!). Это произошло за несколько тысяч лет до нашей эры. Заселение было крайне редким. Значительно позднее, с середины III тысячелетия до нашей эры, началось новое переселение с юга, с верхней Волги (Итиль, Ра). Оно охватило только западную половину Вологодчины, куда входит и нынешний Шекснинский район.

    В процессе экономического и культурного роста складывались на местной этнической основе так называемые финские племена, с которыми мы встречаемся на пороге летописной истории: весь (вепсы), меря, чудь заволочская и другие.

    Более поздняя славянская колонизация этого края шла с запада, со стороны ильменских славян. Поначалу она носила народный (переселенческий) характер: отдельные семьи или роды двигались на восток. По-видимому, это движение началось уже в VIII веке и продолжалось до XI века.

    Историки отмечают, что указанная славянская колонизация протекала мирно: местное население было редкое, и для пришельцев имелось много свободных мест. Кроме того, финны-весь жили охотой и рыбной ловлей, лишь отчасти занимаясь земледелием. Славянские же переселенцы были земледельцами и нуждались совсем в других угодьях. Иными словами, происходило незаметное и постепенное просачивание и заселение свободных земель.

    Славянская колонизация сблизила этот край с Новгородом и другими славянскими землями, подготовив его вхождение в состав Древней Руси.    

 

ОТ УСТЬ-УГЛЫ К СЕЛУ НИКОЛЬСКОМУ

 

Наиболее интенсивно стал заселяться этот край в XIII столетии. По письменным источникам многие шекснинские села и деревни имеют более чем 500-летнюю историю.

    В «Писцовой книге езовых дворцовых волостей Белозерского уезда 1585 года» дано описание Устье-Угольской волости, которое начинается с села Никольское. Жители всей округи называли его Устье. А название Устье означает не что иное, как развилку, ответвление от основного пути. О нынешнем поселке ШЕКСНА (до середины XX-го века - НИКОЛЬСКОЕ)  сказано:

    «Село Никольское на реке Угле. А в селе церковь Никола чюдотворецдревяна клетцки да церковь теплая Иван Златоуст древяна ж, ветха, стоит бес пенья.  А в церкви у Николы чюдотворца образов, и свеч, и книг,  и риз, и всякого церковного строения царя и великого князя нет. А в церкве образы,  и свечи,  и книги, и ризы, и всякое церковное строение, и колокола, и клепало железное - мирское.  А у церкви служит поп Степан.  А руги ему царя и великого князя хлебные и денежные нет, пашет пашню, а живет в деревне в Поповскои. А церкви на погосте ставят приходом. В келье проскурница Овдотьица да 2 кельи, живут в них нищие, питаютца от церкви божии. В селе же царя и великого князя сушило пол-3 сажени да ледник полуторы сажени. В селе же место дворовое, что был двор становои и приказщиков, хором нет. А крестьянских дворов: в. (во дворе – прим. Сергея Саратовского) Истомка Архипов, в. Вьялка Григорьев, в. Невежка Веригин, в. Скочко Вьялицын,  в. Старинка Васильев, в. Тренька Игнатьев; а непашенных: в. Ермолка Семенов. Пашни паханые середние земли 14 десятин да перелогом 9 десятин с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж. Пожни 28 десятин, сена 280 копен. А вытеи в живущем 2 выти с третью, а в пусте 2 выти без чети выти».

    На современном нам языке предыдущий текст звучит примерно так:

      «Село Никольское располагается на реке Угле. В селе две церкви: во имя Николая Чудотворца (деревянная летняя, в виде избы, и деревянная зимняя, отапливаемая)  и во имя Иоанна Златоуста  (деревянная ветхая, без хорового пения).  В Никольской церкви утвари от царя нет - все мирское (сделанное самими прихожанами). В церкви служит священник  Степан, который не получает  царского  жалованья,  а питается  со своей пашни. Проживает тот священник  в деревне Поповской (Поповке).  Церкви в селе строят сами прихожане. При храме живет просфорница Овдотьица (Евдокия). Тут же, в двух кельях, живут нищие, питающиеся от подаяния». Далее идет перечисление царского имущества, разрушенной сельской управы,  глав крестьянских хозяйств и земельных угодий (включая недавно заброшенные).

    Типы поселений на Севере разнообразны. Наиболее древним из них, сохранившимся со времен новгородской колонизации, является погост. Это, как правило, главное поселение в гнезде сельских населенных пунктов, выполнявшее функцию административного центра. Когда такое значение было утрачено, под погостом стали понимать церковный комплекс с кладбищем и приписанные к церкви крестьянские хозяйства. В названиях некоторых северных поселений до сих пор сохранилось слово «погост».       

    Название селения менялось.  В грамотах XV века неоднократно упоминается  волость Усть-Угла (Устюгла) или Усть-Угольская  (Устье-Угольская).

    Например, в «Духовной грамоте» (завещание) Великого князя Московского Василия II Васильевича Темного за 1461-1462 гг. читаем:

    «А княгине своей даю Ростов и со всем, что к нему потягло (прилегает), и с селы своими, до ее живота (до конца жизни)... А что были волости Заволские и по реце (реке) по Шокстне, княжы Ивановы можайского, и села его и езы, и те есмь все волости, и села, и деревни тех сел, и езы дал есмь своей княгине, и с Петровскими селы Костянтинович, да Оусть-Оуглы со всем, и с езы».

    Но затем, как мы видим,  село получило название по Никольской церкви, которая в нем располагалась.

    1486 год. Год смерти князя Михаила Андреевича Верейского. Во всех трех вариантах его «Духовной грамоты» упоминается о передаче села Никольского с деревнями в Надпорожском стане Белозерского края Кирилло-Белозерскому монастырю. Князь Верейский дал за то село сто двадцать рублей. 

    Вот  перед  нами та самая «Данная грамота»  (дополнительная к тексту основной  духовной грамоты 1472 года)»  верейского и белозерского  князя  Михаила  Андреевича  игумену  Кирилло-Белозерского монастыря на село Никольское с деревнями:

    «Се аз, князь Михайло Андреевич,  дал есми в дом Пречистои в Кирилов монастырь, игумену с братьею, по своеи души, после своего живота, в Напорожьи свое село Николское, и с деревнями, что есми купил оу Анны оу Васильевои жены Безносова.  А дал есми на том селе сто рублев да двадцать рублев. То им и за годовои поминок.  И игумен с братьею с того села поминают [мою] душу и весь мой род.

    И велел есми  сию грамоту  даную  подписати духовнику своему Ивану.

    Внизу подпись: Подписал сию грамоту Иван печатник».

    На лицевой стороне  грамоты  приложена печать из черного воска князя Михаила Андреевича.

    В начале XVI века зарождалась на территории этого края отечественная торговля. Кстати, в селе Никольское до Октябрьской революции 1917 года ежегодно проходила традиционная ярмарка в Ильин день – 2 августа.

    В книгах XVII века сообщается о «волости Усть-Угольской, а в ней за помещиком в поместье с. Никольское на р. Угле и на р. Шексне».  В источниках  XIX века еще встречается название - село Усть-Угольское, здесь же приводится ойконим Усть-Угольская пристань. Иными словами, еще долго соседствовали между собой два названия одного и того же селения – Усть-Угольское и Никольское.

 

УСТЬЕ-УГОЛЬСКИЙ ПРИХОД – ШЕКСНИНСКИЙ РАЙОН

 

    Так уж повелось на Руси: если есть село с церковью, то есть и приход (район) с подчиненными селениями. Приход Устье-Угольский VI класса располагался в 35 верстах от уездного города Череповца при реках Угла и Шексна. Расстояние от прихода до почтовой станции составляло  почти  15 верст. Волостное  правление, сельская школа и местная больница находились в селе Никольском, в котором была построена приходская церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Приход прорезывали проселочные дороги: на восток через деревни Митенино, Лукинки, Барово и Мальгино шла дорога на Вологду; через деревни Нифантово, Тырканово, Гари, Кочино и Кичино - на Череповец.

    Весь приход находился в ведении Михаила Ивановича Патракиева, жившего в деревне Братовец. По его распоряжению крестьяне Устье-Угольской волости поставляли кирпич для строительства церкви и принимали участие в ее возведении. Поэтому основателем нового прихода и считается М.И.Патракиев.

    Церковь возводилась и благоукрашалась общими усилиями с 1786 по 1804  гг. Именно  в это время и жил «знатный господин» (как говорилось в документах тех лет) Михаил Иванович Патракиев. По смерти его церковь украшал могилевский  купец Мальцов, живший на крупчатном заводе в полутора километрах от храма.

    Здание церкви во имя Казанской иконы Божией Матери, к которой были приписаны наши предки по линии Кузнецовых, Ивановых, Зайцевых, Хлебниковых, Заводчиковых и Спиридоновых, было выстроено в 1787 году. Остальные годы ушли на то, чтобы расписать храм и благоустроить его. Церковь и колокольня  были каменными. Храм имел  5 престолов: во имя  Казанской иконы Божией Матери, во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, во имя Николая Чудотворца, во имя Иоанна Златоуста и во имя Преподобного Михаила Клопского. Зимой службы проводились в специальной пристройке.

    Приписных церквей Казанский храм не имел, зато к нему были приписаны девять  часовен  (часовня  во  имя  Преподобного

Нифонта-бесопрогонителя находилась в деревне Нифантово, которое являлось родовой деревней Спиридоновых).

    Содержание прихода, самой Казанской церкви и причта, служащего при ней, находилось в довольно удовлетворительном состоянии.

    Почти все прихожане принадлежали к крестьянскому сословию, имели земельные наделы (около 10-20 десятин) и, кроме того, пользовались дарственной землей от помещиков. Помещики в те времена были, в основном, мелкопоместные. Им принадлежало по 4-6 дворов, а то и меньше. Главным занятием и средством  существования крестьян данного прихода являлось земледелие. Крестьяне сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, лен и горох.

    Устье-Угольский приход был сплошь покрыт лесами, главным образом, хвойными.  Основными лесообразующими породами являлись сосна, ель, береза, ольха, рябина, осина, черемуха, ива, жимолость.

    Приход был отграничен: с севера - деревнями Запогостского прихода; с востока (4 км.) - с границей Вологодского уезда; с юга - лесом судбицких крестьян; с запада -  пустошами долгослободских прихожан, различных владельцев, и деревнями Едомского прихода.

    Через территорию  Устье-Угольского  прихода  пролегал водный путь государственного значения - река Шексна,  которая относилась  к системе Каспийского моря. Более  8  тысяч

лет селятся на ее берегах люди, а впервые она упоминается летописцем Нестором в 1071 году в его знаменитой «Первоначальной летописи». Именно по ней приплыл  упоминаемый во многих исторических документах Ян Вышатич собирать налоги для киевского князя Святослава.

    Шексна в прошлом была довольно сложной рекой для судоходства, так как имела многочисленные препятствия в виде порогов, перекатов,  каменных «гряд» и мелей. Наиболее трудными для передвижения участками были части верхнего и среднего течения реки, т.е. там, где располагались пороги. Но, несмотря на преграды, мешавшие движению судов, Шексна все время была основной водной магистралью, соединяющей Волгу со значительной частью Русского Севера.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ «ШЕКСНА»

 

    Название Шексна, как утверждают гидронимисты, происходит от древних финно-угорских слов: вепсское «шох», превратившемся в русском языке в «шеек», что означает осока, и «сна» – левый приток. Название, видимо, должно означать «левый приток, поросший осокой» приток Волги. Однако здесь не учтено то обстоятельство, что слово это сложное по составу — в нем объединились слова «болото» и «трава», а сложные слова, как правило, не такие уж и древние, чтобы участвовать в образовании названий рек, да и в настоящей вепсской топонимии ничего подобного нет.

    Есть и еще один вариант речного имени – «Шехонь». В переводе с финского,  эстонского,  саамского и марийского это слово переводится как «дятел» (словарь М. Фасмера). Следует заметить, что в прибалтийско-финской топонимии  номинация водотоков по названиям птиц было, видимо, активной.

    В ХIХ веке финский языковед Д.П.Европеус попытался объяснить топоним Шексна, исходя из угорского (уграми называли дославянское население Севера, хотя в действительности такого этноса не существовало), слово «шангес» - рукав в значении приток.

    Где искать выход? Может, посмотреть, что значат другие названия? Их поиски привели в Подмосковье, в верховья реки Днепр, на Смоленщину и даже в Белоруссию и Прибалтику! На этих территориях обычны топонимы Десна, Цна, Добосна, Лисна, Пра, Проня. Откуда все они родом? Московский ученый В.Н. Торопов предлагает для толкования многочисленных, прежде загадочных названий подмосковных рек и рек бассейна Оки использовать языки балтийских народов. Археологи считают, что все эти этносы в глубокой древности имели одного родственника – так называемых фатьяновцев, во втором тысячелетии до нашей эры, начавших постепенное расселение с побережья в балтийского моря на восток до междуречья Волги и Оки. Фатьяновская археологическая культура получила своё название от села Фатьянова, что находится около Ярославля, где был раскопан могильник этого народа. Фатьяновцы занимались преимущественно скотоводством. Судя по находкам костей, они разводили овец, свиней, коров, лошадей. И промышляли охотой и рыболовством. Более точно путь фатьяновцев с Волги на Сухону подтверждают их могильники на реке Костроме. Впрочем, помогают и топонимы. У реки Толшмы в среднем течении, неподалеку от известного всем любителям русской поэзии Села Никольского, где прошли детские годы Николая Рубцова, есть небольшой приток - Шоксна. Еще одно балтийское название! Основа его схожа с литовским словом, которое переводится как "речной рукав, всякое ответвление, приток". Так становится понятным и название большой вологодской реки Шексны – левого ответвления Волги.

    А вот древний летописец Усть-Шехонского монастыря, располагавшегося на берегу реки Шексны приводит фразу: «Шествие косное». Здесь подразумевается трудный  и извилистый торговый путь, вынужденная дорога. Летописец прослеживает изменение данного словосочетания: шествие косное – шекосное (за счет более удобного сокращения первого слова) – шекосна – шексна. 

    А теперь попробуем найти историческую основу этого названия.

    Река Шексна, протянувшаяся на почти 400 верст, соединяла три моря: Каспийское, Белое и Балтийское. По ней проходил важнейший торговый путь. Новгородцы освоили его еще в XI веке. По Шексне они «ходили волоком» (отсюда, кстати, и название города Вологды) на Онегу, Белое море, где торговали и собирали дань с туземных племен и с богатой добычей возвращались в Новгород. В XII веке, как утверждают летописцы, новгородцы построили вдоль этого пути опорные пункты – погосты, чем завершили подчинение себе огромного северного края.

Река Шексна для новгородских лоцманов приносила много хлопот. На ее порогах тонули лодки, товары, собранные с большим трудом. Всего на своем пути Шексна имела 7 больших мелей, 4 переката, 25 гряд и 22 порога.

Неспроста местность, расположенная на территории нынешней Ярославской области называется Пошехонье, т. е. «после Шексны», после трудного пути. Здесь в древние времена уже располагались более мирные (по отношению к новгородцам) поселения.

Река Шексна принимает в себя 43 больших и малых реки, из которых 34 сохранили свои первоначальные финно-угорские названия. Но сама Шексна, как говорилось выше, имеет наименование славянского происхождения. Это говорит о том, что река Шексна, стоящая на главном торговом волоковом пути, была освоена славянами еще тогда, когда на Белоозере проживала финно-угорская народность племени весь (вепсы).

    Полноводна и могуча Шексна. У седьмого и восьмого шлюзов Волго-Балтийского водного пути швартуются огромные сухогрузные и нефтеналивные суда, идущие из теплых Каспийского и Черного морей в холодные Балтийское и Белое.
С полным основанием можно сказать, что развитие поселка Шексна, получившего свое название по реке, так или иначе связано с развитием этого древнего водного пути, с развитием дорог.

    Сначала это была часть великого древнего пути из «варяг в греки». Из Шексны по реке Славянке в Никольское озеро шли ладьи с товаром из жарких стран в страны «полночные», из озера волоком до реки Порозовицы на озеро Кубенское, а потом – в Белое море.

    Позднее Шексна стала частью Мариинской водной системы – грандиозного по тем временам гидросооружения, соединившего Волгу с Балтийским морем. Многие шлюзы ее скрыты сегодня водами рукотворного моря, и только один шлюз километрах в десяти от Шексны – шлюз Судьбица – еще сохранился до наших дней как памятник упорного стремления России к морскому величию.

    Знамениты были эти края и рыбой. Выловленную в шекснинских водах стерлядь опускали в большие деревянные чаны, установленные в санях, и гнали тройки от одного яма к другому. В Санкт-Петербург стерлядь прибывала еще живой. Огромные белуги то и дело попадали в сети местным рыбакам. По шестнадцать пудов и более весила одна такая рыбка.
    Но с промышленным освоением Шексны, с коммерциализацией ее менялась природа, исчезали многие обитатели реки. Старожилы рассказывали, что в конце девятнадцатого – в начале двадцатого века по Мариинке пошли первые баржи братьев Нобель с Каспийской нефтью и тотчас пропали в реке раки. В середине 
XX столетия исчезли и осетровые...

 

Но вернемся в более близкие к нам времена.

Первый пароход под названием «Смелый» прошел по Шексне в 1860 году. Это было однопалубное колесное судно, построенное в Череповце, на судоверфи Милютина. Появление его наделало много шума, охотников покататься оказалось немного, боялись нечистой силы, которая двигала судно. Чтобы привлечь пассажиров, хозяева не только сделали проезд бесплатным, но и ставили угощение во время поездки. Медленно люди привыкали к новшеству, оценили пользу чудо-баржи. Постепенно стало налаживаться регулярное пароходное движение по реке Шексне. Вслед за первым пароходом появились двухпалубные «Николай», «Мария», «Крестьянка». А в 1903 году прошло нефтеналивное судно «Вандал» с двигателем, похожим на современные. В этот период вблизи устья Углы была установлена пристань с названием «Устье-Угольское».

    Около Усть-Угольской пристани купец Репин (наш дальний родственник) построил дом, магазины, складские помещения, поставил рубленые торговые ряды. С появлением петербургского купца стало широко развиваться купечество из местных торговцев. Напротив пристани развивал свою торговлю нифантовский купец Спиридонов (наш родственник).

    В 1904 году началось строительство железной дороги Вологда-Петербург. Станция была маленькая: крохотный зал ожиданий и багажный отсек. В это же время строился железнодорожный мост через реку Шексну (отрадно, что в этом принимали участие и наши предки). В марте 1905 года строительство моста было окончено. В том же году закончено строительство железнодорожного пути из Петербурга на Вологду, а на карте железных дорог России появилась новая точка – станция Шексна.

В этот период начала развиваться почтово-телеграфная связь. Нам известна фамилия первых телеграфистов – Давыдовы (наши дальние родственники).

    После революции, в начале 1918 года, в Никольском образуется волостной исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов. Первым его председателем стал бывший фронтовик, уроженец деревни Нифантово, Сергей Васильевич Кузнецов (наш родственник), человек энергичный, волевой. Вместе со своим земляком, Александром Григорьевичем Копыловым (наш родственник), секретарем волисполкома, они начали первые революционные преобразования в районе.

    Под их руководством была создана группа сочувствующих большевикам, активисты которой организовали по деревням комитеты бедноты.

    Вскоре на высоком берегу Углы в имении бывшего помещика Крюковского рождается первая сельскохозяйственная коммуна «Прогресс». Ныне это центральная усадьба одного излучших в районе коллективных хозяйств «Шексна».

    В 1927 году село Никольское становится райцентром. Лавки купца Баранова уже занимает «Кредитное товарищество торговли сельхозинвентарем», в бывшем купеческом доме открывается школа колхозной молодежи, где готовят будущих специалистов с семилетним образованием для молодых колхозов.

    1928 год. В связи с бурным развитием животноводства строится механизированный завод по выработке животного масла и другой молочной продукции в селе Никольском. История Шекснинского маслозавода начинается с деревянного помещения с ручной маслобойкой в 1929 году. В 1932 году предприятие переезжает в кирпичное здание, где начинается выработка мороженого, сгущенного молока, масла. Поистине всемирную славу шекснинцам принесло сливочное «Вологодское масло». У истоков этого завода стояли наши родственники – Кузнецов Иван Николаевич (главный механик в 1930-40-е гг.) и Владимирова Ефалия Изосимовна (главный бухгалтер в 1930-70-е гг.).

    Именно в Шексне выпускается лучшее масло с неповторимыми вкусовыми свойствами. Шекснинское масло экспонировалось на многих международных выставках, неоднократно получали медали ВДНХ. Сотрудники Шекснинского маслозавода – это дружный сплоченный коллектив, это замечательные люди, которые бережно хранят традиции и рецепты старых мастеров. А самым известным мастером-маслоделом Шекснинского маслозавода была Роза Константиновна Рынцева. Сливочное масло с ее личным клеймом продавалось в магазинах Москвы и Ленинграда и в фирменном магазине Вологды.

    В 30-40-х г.г. XX  века меняется облик села: строится льнозавод, возводится здание госбанка и новой школы десятилетки, вырастает больничный корпус и электростанция, отстраивается типография и баня (во многих государственных организациях, а тогда практически все они были государственными,  трудились наши родственники).

    В тридцатом году в районе появляются первая стационарная киноустановка и десять кинопередвижек для деревень. Открывается своя районная газета «Колхозник-животновод». В 1936 году в Усть-Угольской средней школе обучается уже около 80 человек. В 1937 году в селе Никольском, в здании бывшей церкви, открывается районный Дом культуры, радиофицируются ближайшие деревни.

    В тридцатые годы бурными темпами идет коллективизация. К 1941 году насчитывалось уже более 130 колхозов.

    Во время Великой Отечественной войны, с декабря  1941 года, батарея малокалиберной  зенитной артиллерии обороняла железнодорожный  мост  через  реку Шексна,  имевший большое стратегическое значение.  Этот мост давал возможность поездам двигаться  в  направлении  Вологда-Череповец-Ленинград. Затем охрану этого объекта осуществляли еще два подразделения зенитной артиллерии.  И только 29 января 1943 года  противовоздушная оборона моста была свернута.

    В 1940-1941 годах начинается строительство государственного значения - Волго-Балта. В трех километрах от села возводится гидроэлектростанция, на Барбачевском болоте ведется рубка леса, прокладывается лежневая дорога, железнодорожная ветка, роются каналы, строятся складские помещения, жилые бараки, магазины. Подготовлен котлован под ГЭС, поставлена арматура для гидростанции и основания шлюза. С началом войны стройка была заморожена. С началом мирного времени работы успешно завершились, и страна получила знаменитый Волго-Балтийский канал.

    В 1954 году село Никольское было преобразовано в поселок городского типа и названо по гидрониму (реке) - Шексна.

    12 января 1965 года опубликован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании Шекснинского района.

    Как видим, шекснинская земля на протяжении всей своей истории была неразрывно связана с российской государственностью.

         

 

 

На главную страницу сайта

 

 

 

 

При использовании материала ссылка на сайт обязательна!

Hosted by uCoz