Андозерская Троицкая церковь               
Новгородская губерния, Белозерский уезд, Перкумская волость, Андозерский Троицкий погост (Попово),  смежна с д. Рагозино и ус. Троицкое – Вологодская область, Белозерский район, Визьменское с/п, рядом с д. Борково и Рагозино


Церковь каменная, 1797 года постройки, перестроена в 1872 году.
Престолы: Святой Троицы - главный;
Рождества Пресвятой Богородицы;
святителя Иоанна Златоуста.



Андозерская Троицкая церковь, 1980 год

 

 

                             Приход Андозерский Троицкий

Новгородский сборник под редакцией Н.Богословского. Выпуск I. Издание Новгородского статистического комитета. Новгород. 1865.

     Когда и кем основан приход не известно. Есть слухи, что некоторые деревни, существовавшие некогда кругом озера Андозера, были разорены, как выражаются панами или поляками; а когда именно, никто не знает. До построения настоящей каменной церкви (в 1797 году), были прежде две деревянные, одна главная во имя Успения Божией Матери с приделом Рождества Богородицы и другая во имя Св.Троицы с приделом святителя Иоанна Златоуста, от чего еще в 1726 году, как известно из указов, хранящихся в архиве, она известна была под именем Успенской Андозерской церкви или Успенского Андозерского прихода. Приписная церковь Успенская, что на устье реки Андоги, деревянная, по малочисленности прихода причислена в 1831 году к Троицкой церкви на Андозере, отстоит она от самостоятельной церкви зимним путем на 6 верст, а летним на 9; построена вновь в 1797 году. Она обращена в приходскую церковь из пустыни Андозерской, управляемой строителями-иеромонахами, о чем говорит надпись на колоколе: «вылит был сей колокол при строителе Иоанне». Носится молва, что пустынь приписана была будто бы к Кирилло-Новоезерскому монастырю. Из метрических книг 1779(?) года видно, что пустынь обращена была в приходскую церковь, а именно Успенскую, что на устье реки Андоги, и что при ней были уже священник, дьячок и пономарь. Замечательна по ценности и художеству риза на иконе Успения Божией Матери, она серебряная, а венцы на ликах вызолоченные, весом 16 фунтов и 23 золотника. Доставлена эта риза в церковь от покойной помещицы Елизаветы Бровцыной из С.-Петербурга. Часовен в приходе три и все деревянные. Троицкий приход расположен при озере Андозере и место, где построена церковь и находится церковная земля, представляет вид полуострова; озеро окружает их с двух сторон – с севера и запада. Озеро Андозеро простирается на 12 верст от запада к востоку; глубина его большей частью 3 и 4 сажени и доходит в одном месте при д. Норовой горе до 7 сажень; вода в нем темная, у самых берегов в 1 аршин глубины ничего на дне не видно; оно второе в Белозерском уезде по рыбной ловле; берега большей частью болотистые, имеют вид плоский; не более трех мест, имеющих вид возвышенный , и самый высокий на северо-востоке – при деревне Норовой Горе; грунт берегов большею частью глинистый или иловатый – подзол и в немногих местных песчаный; оно не судоходное. Из озера вытекает река Андога, имеющая через реку Суду соединение с Шексной рекой, которая ведет к низовым губерниям; мелей нет, а подводных камней грядами есть немало, которые нередко препятствуют рыбной ловле; островов один, и тот в несколько сажень, а полуостровов или мысов два или три. Земли при Троицкой церкви усадебной и огородной 2 десятины, сенокосу до 4 д., пахотной 10 д., под лесом дровяным, мелким кустарником и неудобными местами 60 д. и под проселочными дорогами 650 квадр. сажень; всей же вообще 86 д. 342 квадр. сажени. Земля пахотная – глинистого свойства, а неудобная и под дровяным лесом – подзол или иловатая и не хлебородная…

… от уездного города Белозерска в летнюю пору 60 верст. Летом с городом сообщение неудобно, по причине гористой и каменистой, совсем запущенной дороги кругом озера на 25 верст; а зимней порой дорога из Белозерска в Тихвин прокладывается озером Андозером; тогда расстояние прихода от уездного города только на 48 верст и путь очень удобен. Приходская церковь поставлена в погосте Андозере или селе Андозере, где имеют жительство одни священно- церковнослужители. Погост Андозеро – церковная земля, граничит с востока землею помещиц Тимошиных и крестьян государственного ведомства деревни Рагозины; с юго-востока – с сельцом Троицким помещиц Тимошиных, с юга – с деревней Борковой, с юго-запада с запада – с землей их же временнообязанных крестьян, и с запада и севера окружает озеро Андозеро, принадлежащее Кирилло-Новоезерскому монастырю. Писцовая пустошь называется Собачевскую, отстоит от церкви в 1 версте и продолжается на 2 версты узкой полосой. На содердание причта получается жалованья 159 рублей; дохода от продажи свечей 8 рублей 35 коп.; сборов кошелькового, кружечного, от продажи сборного хлеба, за исключением расходов на нужды церковные бывает остатка до 65 руб. Прихожане, крестьяне, живущие близ озера, занимаются рыбной ловлей на озере Андозере; в зимнее время ловят тагасами или очень частыми неводами сняток мелкий, окунек и самую мелкую сорогу – белюшку и ерша, а иногда и все вместе или смешаницу, и редко попадают на крупную рыбу как то: щуку, язи, леща, окуня и налима. Ловля производится сообща; в тагасе участвуют семейств до 25 и насчитывается до 40 жеребьев. Ловля производится с позволенья Кирилло-новоезерского монастыря, которому и выдают пятую часть деньгами или рыбой. Весной всякий домохозяин ловит отдельно около берегов рюсями и вершами…

В летнее время и осенью лов мало производится, потому что вышеозначенными ловушками ничего поймать нельзя, мутником же ловить означенный монастырь не позволяет, потому что если ловить мутником, слишком мелкая сеть истребляет слишком много мелкой рыбы. Улов рыбы на озере бывает не одинаков, иной год несравненно больше, а иной год меньше; как например в зимнюю пору иной год вылавливают на жеребей до 25 р., а иной и до 7 рублей на жеребей, потому насколько рыбы ловится приблизительно сказать нельзя. Жители деревень отдаленных от озера занимаются  зимней порой вывозкой строевого леса из помещичьих и купеческих дач; строевой лес сосновый, еловый равно и с кореньями вырубленные кокоры еловые, всегда сплавляются до Рыбинска или до заводов купеческих рекой Андогой, Судой и наконец Шексной. Ремеслами занимаются некоторые из крестьян: портным, сапожным, колесным, бочарным, выгонкою дегтя и смолы, мельничным, только мельницы ветряные и потому промысел бывает временный; ремесленников, обращая внимание на количество душ в приходе, вообще недостаточно, исключая ремесленников кузнецов, которых достаточно по приходу, но зато плохие самоучки. Домов у причта шесть – собственные деревянные. Библиотека состоит из 40 книг, все содержания духовного, в том числе и журналы духовные. Замечательна книга Толковое Евангелие, по древности издания в 1662 году, и Пролог в 4 книгах издания 1702 года, пожертвованные из дома Крутицких, что видно из надписи, сделанной в 1713 оду. К приходу принадлежат: сельцо Троицкое, деревни: Боркова, Рагозина, Миронова в 1 в., Аристова, Фофонова и Сенькина в 3 в., Климшин Бор в 6 в., Васкова в 7 в., сельцо Пронево и д. Зининская в 8 в., Каменник и Мыс в 10 в. и Высокая в 12 в. Оба сельца и 12 деревень лежат на проселочных дорогах к Георгиевской Вадбольской церкви и к Новоезерскому монастырю. Дер. Поддубная в 3 и в 6 Норова Гора, сельцо Овсянниково в 4 верстах и д. Дунаево в 7 верстах, все за озером Андозером, равно и Калинина в 4 верстах, и станция Перкумец на большой дороге в 7 верстах и тоже за озером. Деревни: Борок в 4 верстах на проселочной дороге, ведущей к Мондренской церкви, Гусево в 8 верстах, Муриново в 9 верстах, путь к ним неудобный из-за болот; деревни же Макарова Гора в 15 верстах, Андопал и Кутяево в 14 верстах, хотя и лежат на проселочной дороге из Мондры в Ллойду, но путь от церкви к ним неудобный из-за болот и реки Андоги, на которой и путней лавы для пешеходов нет. В приходе 3 сельца и 23 деревни, в которых 151 двор. Везде постройка деревянная, избы крестьянские большей частью белые, но много и черных, которые более способны для просушки снастей рыболовных. Дороги от деревни к деревне все проселочные и к иным неудобные, а с некоторыми деревнями за озером летом нет сообщения, кроме как в небольшой лодке. Жители по всему приходу говорят русским наречием и все православные. Иноверцев и раскольников нет.

 

                                         

 

На главную страницу сайта

                         

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz