Матфей Прохоров

 

Родился в семье священника Андогской Никольской (Богоявленской) церкви Прохора Матфеева. В 1671 году числился дьячком Андогской Никольской церкви. В житии Филиппа Ирапского приводится случай чудесного исцеления по молитвам святому дьячка Матфея Прохорова от тяжелой болезни. Не позднее 1672 года Матфей был рукоположен во священника к Пусторадицкой церкви (Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Рождественское Андогской волости, Надпорожского стана, Белозерского уезда - 1678). Правда, вступить в полноценное исправление священнических обязанностей ему удалось далеко не сразу. Причиной этого стал конфликт с местным помещиком Яковом Перхурьевым (Перхуровым). Помещик пожелал, чтобы на праздное место священника к Пусторадицкой церкви был рукоположен его крестьянин, но архиепископ Вологодский и Белозерским Симон, вяснив, что тот крестьянин нехорошего поведения, отказался его рукополагать и посвятил во священника Матфея Прохорова. Обиженный помещик послал в Москву патриарху извет на о. Матфея и его родного отца священника Прохора Матфеева. Патриарх приказал разобраться в этом деле архиепископа Симона. Последний в письме, датируемом 17 февраля 1673 года, разъяснил
святейшему причины конфликта. Пока шло разбирательство, помещик не допускал о. Матфея к проведению богослужений, которые совершал настоятель соседней Становской церкви Иван Артемьев
. Об этом мы узнаем из челобитной, направленной в 1679 году архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону, где он жалуется на поповского заказчика (благочинного) священника Дмитриевской (Становской) церкви Ивана Артемьева и священника Пятницкого (Андогского Крестовоздвиженского) прихода Даниила Герасимова:
"В прошлом...181 [1673] году бил челом я богомолец твой тебе государю святителю на него попа Ивана Артемьева, что он владел приходом моим полтора года и всякие доходы обирал. По твоему святительскому благословению и указу, а по моему... челобитью, посланы были по него, попа Ивана Артемьева, две приказные памяти к заказчику Успенскому попу Нестеру Иванову, чтоб ему попу Ивану Артемьеву стать на Вологде в казенном приказе к очной ставке. И он поп Иван учинился твоему ариерейскому указу силен [то есть не подчинился], а он поп Данило Герасимов бранил и позорил меня богомольца твоего при многих людях... Учини, государь, против моего челобитья свой святительский указ и вели, государь, по них попов жать наказную память". На обороте резолюция: "187 [1679] года июня. Послать память в Белозерский уезд к Николаевскому попу Ивану (Матфею?)Прохорову, что в Андожской волости, велеть Дмитриевского попа Ивана, а поповского заказчика, да Пятницкого попа Даниила против челобитья дать их на поруки, чтоб им стать к ответу в 188 году на Белоозере, как будет с Вологды для сбора с храмов сборщик собирать десятину".

По-видимому, конфликт с помещиком Яковым Перхуровым погасить не удалось. Поэтому в 1682 году аналогичную жалобу о.Матфей вынужден был подать на священника Ямышевской церкви Иоанна Никифорова (Челобитная составлена между 1682 и 1684 годами: "Архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону. Жалоба Белозерского уезда Андожской волости Рождества Пресвятой Богородицы попа Матфея той же волости на Флоровского попа Ивана Никифорова. В прошлых во 189 и 190 [1681 и 1682] годах бил челом я богомолец твой тебе, государю святителю, на твоего попа Ивана и на детей его поповых на Прохора и на Артемона, на попа в насильном владенье приходу своего, а на детей его в брани и безчестии. По моему челобитью послынаны былидважды наказные памяти, память за рукою дьякаДанила Столбицкого, память о. Троицкого игумена Авраамия, а он поп с детьми учинился силен. Прошу дать наказную память по его попа и по детей его на недельщика, который будет послан для высылки дани в Белозерский уезд".)

 

В конце XVII века о. Матфей Прохоров числился поповским заказчиком (то есть благочинным). Овдовел и по этой причине около 1699 года вышел за штат. Место перешло сыну Косме. В семье имел сыновей: Косму (священника Пусторадицкой церкви), Семена (дьячка Пусторадицкой церкви), Матфея (~1675 г.р., в 1707 году взят в солдаты), Евтихия (~1687 г.р., не имел руки), Феодосия (~1690 г.р.), Дорофея (~1672 г.р., не имел ноги)

 

 




Источник: М.Мальцев "Святыни Кадуйской земли. Часть 1. Православные приходы Кадуйского района." Москва.2015, С.350,387,388

 

На главную страницу сайта

 

 

 

 

 

 

 

При использовании материала ссылка на сайт обязательна!


Hosted by uCoz