Церковь каменная, 1820 года постройки.
Сухач – местность по берегам реки Колпь, берега высокие, песок, поэтому всегда сухо, отсюда и название. Церковь Святителя Николая в Сухачском погост
Приход Сухач когда и кем основан по актам неизвестно, но должно быть относится к древним временам; есть предание, что была здесь Литва и опустошала окрестности; он всегда был православным и постоянным.
Местность. Приход расположен на ровном полуоткрытом месте, окружен несколько лесом, стоит с четверть версты от реки Колпи; ширина ее приблизительно 30 сажень, глубина до 1,5 сажень, вода в Колпи чистая; нельзя совершенно сказать, что река рыбная, берега возвышенные и вообще песчаные, по реке производится сплав лесов и дров; судоходства не бывает, потому что во-первых, неоткуда, во-вторых, много мельниц, в третьих, и самая река Колпь по мелям во многих местах неудобна для судоходства. Земля. Земли принадлежит церкви 200 десятин, из них под постройками, хозяйственными заведениями, огородами, коноплями 2 десятины 1216 сажень, под пожнями 178 десятин 1718 сажень, сенокосом и выгоном 6 десятин 1571 сажень, лесом две десятины 1800 сажень, неудобной 9 десятин 105 сажень. Земля песчаная, лес растет только дровяной сосновый, почти недостаточный для прихода. Реки. На землях, принадлежащих приходу, протекает река Колпь и речка сплавная Маза, шириною до 3 сажень, глубиною до 2 аршин; Сара, шириною до 3 сажень, глубиною 0,5 аршина и Сиуч, шириною до 3 сажень, глубиною до 2 аршин. Река Колпь течет на протяжении 200 верст, впадает в судоходную реку Суду, а прочие в Колпь. Пути сообщения. Приход расположен на проселочной дороге и отстоит от городов: Череповца и Утюжны на 80 верст. Сообщение с Устюжной в летнее время неудобно по причине болот. Границы. Граничит с приходами Успенской Сухачской и Тройцкой Танищской церкви и с пустопорожними местами разных владельцев. Курганы. Есть один курган, о котором говорят, что будто бы Литва тут зарыла свое сокровище. В другом месте есть курганы, о коих говорят, что на этих местах были жители и тут находили будто бы сковороды и сковородники. Содержание. Жалованья 136 рублей серебром в год. Дохода от продажи свечей, сборов кошельковых, кружечных от богомольцев и продажи хлеба получается, примерно полагая, до 200 рублей серебром. Здания. Зданий каменных и деревянных имеется: церквей 3, одна каменная и две деревянные, часовен 4 деревянных, домов 5. Селения. 1). Шоборово близ церкви, с трех сторон окружают ее песчаные поля и растущий по бору дровяной лес, с западной же стороны косогор, при коем протекает река Колпь – Старунья; прежде Колпь собственно здесь и протекала, но со временем приняла другое течение. Дорога проселочная удобная. 17 домов, из них 1 деревянный белый, а прочие курные.2). Верхний Двор, строит на высоком месте, при нем протекает другая Старунья из той же Колпи; 33 двора, из них 5 белых, а прочие курные.3,4, и 5 деревни: Сиуч, Балмасово и Сарская, эти три селения находятся при протекающих небольших речках Сиучи и Саре, у коих берега крутые иловатые, и поэтому с этих сторон селения имеют гористую местность, с других окружены песчаными полями и за ними частью болотистыми местами с растущим дровяным лесом. В Сиуче 34, Балмасове 10, Сарской 7 домов, из них в Сиучи 8 белых, в Балмасове 3, Сарской 2.6). Сельцо Маза на речке Мазе, у которой берега крутые и поэтому с этой стороны сельцо имеет местность гористую, с прочих же сторон окружают как и прочие селения песчаные и растущий строевой дровяной лес, 13 домов, из них 4 белые.7. Сельцо Бор, поблизости речки Куток, имеет с одной стороны небольшую гористую местность, с других окружен песчаными полями и за ними по бору растущим строевым и дровяным лесом. 14 домов, из них почти все белые.8). Деревня Захран, находится при протекающем ручье Захран, окружена со всех сторон песчаными полями, а за ними по бору растущим строевым и дровяным лесом; 39 домов, их них 5 белых, а прочие курные.9). Деревня Нивы Устюжского уезда, стоит при речке Сиуч, окружена со всех сторон песчаными полями и лесом, 6 домов и все курные. В приходе постройка вообще вся деревянная, жители все православного вероисповедания, кроме них есть две семьи поселившихся в помещичьем имении на аренде, одна семья православного вероисповедания, а другая католического исповедания.
Выписки из «Новгородских Епархиальных Ведомостей» 1887 год, №8
|
|
При использовании материала ссылка на сайт
обязательна!