Богородицерождественская
Заболотская
церковь
Новгородская губерния, Белозерский уезд, Чуриновская волость, погост Заболотье – Вологодская область, Белозерский район, Глушковское с/п, д. Садовая
Церковь каменная, 1783 года постройки. Заболотская
церковь, 1980 год
Фото Евгения Поздынина
Фото Евгения Поздынина Фото
Андрея
Пронина
Приход
Заболоцкий
По
преданию
церковь до
настоящее
каменной
была
холодная
деревянная,
построена
от Троицы
Устьшехонского
монастыря,
как видно из
жертвуемых
книг:
следованной
псалтири –
тружеников
Михаилом
Сениным,
Большого
Требника –
монахом Корнилием
Колобовым и
Апостола
монахом
Никандром в 1737
году.
Церковь эта
между 1737 и 1780
годах
сгорела от
молнии, а с
нею и
документы
церковные.
Настоящая
каменная с
тремя престолами,
построена в Указами
государыни
Екатерины
Алексеевны 1724
и 1727 годов, и
наставлением,
данным
коллежским
ассесором
Вологодского
экономического
правления - главного
эконома
Фон-Визиным,
Белозерского
уезда
вотчины
Троицы
Устшехонского
монастыря,
Заболотской
волости
старосте
выборному и
всем
крестьянам
от 26 Сентября Приход расположен в открытой, возвышенной и болотистой местности. Церковь и домы Священно- церковнослужителей при озере Щепетове, в окружности оно не более 1 версты, вода мягкая, чистая и на вкус приятная. Озеро имеет вид круглый, плоский, грунт берегов мшистый-болотистый, а от земли сельской, принадлежащей Крохинскому посаду, берег окружен ивою и кустарником малорослой березки. Дно озера черноиловатое, вязкое, глубину местами имеет около трех с. Островов, мелей и камней подводных не имеет. Посредством канав получает воду во время весны и таяния снега из озера при деревни Мериновой находящегося, из себя выпускает во время весны и в другое через канаву же воду, которая впадает в реку Масксу, а сий последняя в одеро Белозерское. Рыба ловится окрестными жителями озера мережами, вершами. Так как озеро в древности окружено было лесом, то и по настоящее время в нем близ берегов много корчевья и самого лесу, а потому большими неводами ловить летом, исключая зимы, невозможно, выловленная рыба в продажу не поступает, а расходуется ловящими для своего стола. Прихожанам Чуриномского волостного правления государственным крестьянам земли принадлежит: Пахатной……………………………………..2022 дес. Сенокосной……………………………………388 - Усадебной………………………………………99 - Под выгонами…………………………………..25 - - дорогами…………………………………..27 - - речками…………………………………. 30 - - десом…………………………………..16 - Неудобной
и
невозделанной………………….100
- Помещичьих: г-жи Кисиемской, земли под домами, постройками, хозяйственными заведениями, огородами, садами и выгонами 4 дес., удобной пахотной и сенокосной 371, неудобной 257 д. 682 саж., заключающейся в торфяном болоте. Чиновницы Стружковой пахотной и сенокосной 100 дес. из них под болотами 20 д. временнообязанных крестьян г-жи Киснемской в деревне Большом Третьякове пахотной и сенокосной 70 д. усадебной 6 д. Малом Третьякове пахотной и сенокосной 43 д. 80 саж. усадебной 2 д. пахотной и сенокосной под усадьбами 1 дес. В лесах, принадлежащих приходу, большею частию дровяной, хвойной породы лес, на болотах изредка виднеются сосны, дерев лиственной породы нет. Протекают по приходу две маленькие речки, начало получившие из озер посредством канав, на коих находятся три мукомольных мельницы, обе речки впадают в р. Шексну, протяжение имеют около 20 верст. Земля по приходу разного свойства, большею частию глинистая, есть песчаная, черноземная в малом количестве, подзол и торфяник. Церковь от г. Белозерска в 10 верстах, от большой трактовой дороги к г. Кириллову в 2-х верстах. Приход, исключая 4-х деревень, при почтовом тракте стоящих, весь находится в стороне от дороги, сообщение с городом удобное. Приход граничит к г. Белозерску приходом Карголомской церкви, на повороте с большой дороги в Лаврово с загородным домом и землею Белозерского купца Чмутова, к сельцу Сковородину с пустопорожними землями владельцев г-жи Киснемской и Ахматова; с пустошью Попово, принадлежащей священно- церковнослужителям градской Никольской церкви, с лесными дачами гг. Морозовой, Аксенова, Хвостовой и Струшковой, с пустошью меленькою, принадлежащей посаду Крохинскому, с лесными дачами детей г. Трубникова, с большою трактовой дорогою в г. Кириллов в Третьякове, с лесными дачами г-жи Киснемской, Поповой, лесом, примежеванным к деревне Есипове, к Чикиеву с лесом не крупным дровяным казенным, - и с покосами, примежеванными от казны, Ямской слободы ямщикам и деревне Верегонца государственным крестьянам в замене земли, отошедшей от них под Белозерский обводный канал, от Чикиева к церкви с пахатною, сенокосною и дровяным лесом, принадлежащей Крохинскому посаду, называемом селом. В приходе между деревнями Филиным и Лениным есть довольно замечательная гора, называемая Песочною, а по общему окрестных жителей наречию Становая, которая от дер. Ленина на правой руке полем не более версты; пространства в себе заключает: длины около версты, ширины местами сажен 100 и более, с подошвы низа всходит на нее боровым местом с прекрасною площадкою, изредка окруженным лесом, годным для дров, сосною, елью и березою. Подходя к вершине горы на правой стороне, по низу горы, видна древняя дорога из Белозерска в Кириллов. Теперь дорога эта заброшена, как ненужная, остается без поправки, в низких местах и по настоящее время видны мостины, поросшие мхом и колеи до пустоши Живлякова, бывшей некогда деревней, где видны: печища, запущенные полосы, пахоти, один только остается покос. Налево от дороги, бывшей большой между городами, идучи от деревни Ленино на самую высоту горя, которая вышиною примерно около 15 сажен, с верхушки горы видны окрестности: Заболотского прихода, Огнемского и Волоховского. Опускаясь вниз с горы по дорожке встречаются по обе стороны вырытые довольно глубокие ямы, так что от каждого года ям прибывает, и это ни от чего иного, как от отыскивания окрестными жителями кладов на Иванов день, т.е. с 23 в ночь на 24 Июня. Здесь по преданиям паны (те же поляки) имели свой стан в течение двух лет 1612 и 1613, это время подходит ко времени, когда Литва держала Кириллов в осадном положении, которые не могли пленить и жителей, в тогдашнее время слободы, заключавшихся со своим имуществом в монастыре, по причине твердыни и бойниц, устроенных в стене, окружающей монастырь, и башнях. Монастырь Кирилловский владел некогда почти 22000 душ крестьян и потому имел средства оградить себя твердынею стен. Доныне славится богатая ризница его, библиотека и арсенал, в коем сберегаются старинные пушки, пищали, брони, шишаки и бердыши, оставшиеся после польского нахождения. Остальное войско в то же время занималось грабедом окресных жителей: пограбленное имущество свозилось в стан на гору Песочную или Становую, в коей и доселе видны искусственно вырытые как бы дворы сажени на две и на три глубины, коих насчитывается до 6-ти; одни из них имеют форму круглую, другие продолговатую на саженях 5-ти и более длины. По косогору к подошве горы на сажень ширины идет дорога, вероятно для удобства съезжать и выезжать. Дно в дворах или углублениях в горе в настоящее время поросло мхом; грунт земли как и всей горы крепкий, заключающийся в песке и мелком гравле. Если допустить эти дворы природными озерками, то дно, поросшее мхом, было бы зыбучее; воды в них, кроме таяния снегов, не бывает. Недалеко от возвышенности гор вдаль по направлению виден колодезь, который окрестными жителями называется поганым, вероятно потому, что водою колодца пользовались воины стана – паны и их скот. Далее от горы есть серные ключи, из коих жители деревень берут серную грязь, мажут ею детей, имеющих на себе чесотку, и от этого они выздоравливают. В приходе разоренных и огнем сожженных до 15 дер., пустоши деревень приписаны в настоящее время к деревням, мало имеющим земли. Названия их следующие: Бородино, Березник, Додино, Савкино, Теплово, Данилово, Давыдово, Басеиково, Мартыново, Бляшино, Нассоново, Павликово, Потеряево, Живляково и Меленка. Особые заветы богобоязненных семейств прихода состоят в том, чтобы неделю перед праздником Пророка Илии не есть скоромной и молочной пищи, а питаться постною, кроме дней понедельника, среды и пятницы; в эти дни они питаются сухоедением. У больных бывают заветы по выздоровлении ходить в обители угодников Божиих, или ставить свечи к иконам, или же по своему усердию ходить целую неделю за образами, как они выражаются, в продолжение Св.Пасхи, и носить самыя иконы по приходу. Обряды: по стаянии с полей снегов, а чаще всего в день Великомученика Георгия, крестьяне из деревень обществами идут в свою приходскую церковь, просят после Литургии отслужить молебен угоднику Божию Георгию. Возвратившись домой, отец семейства засвечает свечу пред иконами в доме, помолясь с семейством, берет икону и вербу, полученную в Св.храме в неделю Ваий, которая хранится на киоте, а крестьянка – жена хозяина дома – и дети сгоняют в первый раз со двора скотину. В праздники Благовещения Божией Матери, 25 Марта, и в Св.Пасху подают на проскомидию просфоры и потом, когда начнется сев, одну из просфор кладут в сеятельницу в овсом, выезжают в поле, молятся на Восток, Запад, Юг и Север, прося Господа, чтобы Он уродил посеянное на св. обитель и нищих, и собственное продовольствие сеятеля. Также точно поступают и с посевом ржаным. Вырос сын, нужна ему невеста, крестьянин идет в церковь, служит молебен, советуется с духовным отцом о невесте и, получив благословение, посылает кого-либо из своих родственников к родителям невесты, и начинают сватовство. В день брака жених и невеста считают долгом быть у Литургии и отслужить молебен Царице Небесной. Жених просит священника в поезде за невестою с крестом, и после венца дружка жениха просит священника и причт проводить новобрачных в дом родителя жениха в венцах. Начинает ли крестьянин себе дом, - просит священника на закладке основания для дома служить молебен с водосвятием, дабы скропить начатое строение Св.водою и не прежде перейдет в дом новый, как тоже отслужив молебен. Во время дождей или засухи летом, червь ли появится на полях или скотский падеж, крестьяне идут в церковь, служат молебны со слезами об отвращении бедствия. Доходу от продажи свеч 22 р.27 к., сборов кошельковых и кружечных 243 р.28 к., от рыбных ловель 15 р., от продажи хлеба при хорошем урожае получается 70 р. серебром. У священника в саду дерев яблонных до 60, вишневых до 50, крыжовнику до 80, шпанской малины до 300 кустов. Малины и крыжовнику продается на 25 р., яблони и вишни деревья молодые, а потому и плод приносят только для дома. У помещицы Киснемской сад с яблонными и вишневыми деревьями. Кроме сада имеются теплицы и оранжереи для слив, персиков, арбузов и дынь; в теплицах разного рода ростят салаты и огурцы. Из сада частию продается в Белозерске, и частию расходуется для дома. У помещицы Струшковой большое количество яблонных деревьев; за расходом домашним излишнее продается. Рыбных промыслов в приходе почти нет, хотя и насчитывается до 8 озер, но они малые и рыба в них по породе глухих озер: окунь, плотица, щука, язь, налимы и линь не в большом количестве ловится окрестными жителями озер, весной посредством луча, летом вершами и мережами, зимой неводами ловят чужих приходов из 5-й части в церковь, Особые промыслы кроме своих работ, - тяга судов и нагрузка при Белозерском канале. Зданий в приходе каменных: церковь Рождества Богородицы с колокольнею, оградою, с тремя башнями, кельею в ограде и каменным двухэтажным амбаром. Часовен деревянных три; кладовых, амбаров, построек на скотных дворах нет, мельниц водяных 3, ветряных 33. Библиотек в деревнях нет, кроме того, как в некоторых домах видны часослов, псалтирь и святцы. Ремеслами занимающихся: столяров 7, плотников 35, делающих телеги 12, сани 15, дровни 18, сапожников 30, башмачников 13, портных 41, овчинников 13, кожевников 16, мельников 36, нагрузкою судов 57, тягою 300, извозчиков 60, ямщиков 7, мясников 22, коновалов 16, горшечников 17, возкою дров в городе из городовых дач по билетам 100, переторжскою овса и сена 100, деланием овсяных круп 17, кузнецов 16, катанием из шерсти теплых сапогов 19, корзинки и кузовы плетущих 30. При церкви в доме дьячка Николая Соколова обучается 19 мальчиков. В приходе в домах родительских… наемных учителей, разночинцев 50 мальчиков и 2 девочки. Ближайшие селения от церкви: Вотолино, государственных имуществ, на проселочной дороге, близ пустоши Козлова Белозерского собора, на горе, с которой виден Крохинский посад и Бело-озеро, от большой почтовой дороги из Белозерска в Кириллов 1,5 версты, от церкви в 1 вер. Чикиева близ почтовой дороги, на ровном месте, от обводного Белозерского канала в 7 в., от церкви в 1 в. Колодино, на проселочной дороге в настоящее время, в древности через гору Становую, через Колодино в Кириллов была большая дорога, которая теперь совершенно уничтожена, а вместо ея проложена из Белозерска через Крестовоздвиженский приход в Кириллов, ныне она название носит дороги торговой, по коей с заводов доставляется 1-го размола пшеничная мука и разные товары с Весьегонской ярмарки Тверской губернии. Деревня неподалеку от озера Щепетова и земли сельской, прежде бывшей Троицы Усть-Шехонского могастыря, от церкви в 1 в. Мериново, при озере Мериновском, которое форму имеет продолговатую, 150 с. длины и 20 ширины; берега кругом болотистые, дно иловатое, из рыб в нем окунь и щуки, от церкви в 1 в. Остюнино, близ речки Меленки, получившей название от монастырской Устьшехонской мукомольной мельницы, ныне совершенно разрушенной; река получила начало из Щенетовского озера и впадает посредством канав в реку Маянсу, а сия последняя в Белозерское озеро, от церкви в 1 в. Семково через пустошь Теплово близ Красносельского озера, от церкви в 3 в. Вотолина расположена на возвышенном берегу озера Черноморского, которое с трех сторон поросло зыбучим моховым болотом, по проселочной дороге от церкви в 7 в., от деречни в 3 в. Из Чикиева по дороге почтовой в Кириллову в Есипово, от деревни Чикиева в двух, а от церкви в 4 в. Из Есипова в Третьяково, по большой почтовой к Кириллову дороге, по ровному местоположению, близ границы с Белозерским уездом Кирилловского от церкви в 7 в. Мериново, по дороге в Шейкино, ведущей от церкви через деревню Рыхлянду в Чуриново, по окопанной канавами дороге к волостному правлению государственных имуществ. Шейкино достопримичательности не имеет; от деревни Мериново в 0,5 версте, от церкви в 1 в. Рыхлянда неподалеку от Турикова озера. Чуриново окружено лесом дровяным г. Киснемской, пустошью Мартыновым, самою усадьбою г. Киснемской, называемою Сковородино, которое окружено торфяным болотом. Село это от церкви в 5-ти, от Белозерская в 6-ти в.; в настоящее время по прямой линии от села до города, до половины болота для обсушки прокопаны канавы. Из Чуринова дорога в Остюнино – из сего в Колодино, из Колодина по провелочной дороге в малое и большое Глушково по большой почтовой Белозерской дороге, неподалеку от Белозерского озера. Из Глушкова малого в Саврасово по проселочной дороге 1в. Из большого Глушкова в Панкратовку, по почтовому тракту к Белозерску от деревни 1, от церкви 7 в. Из Панкратовки в Лаврово по проселочной дороге в 1 в. от церкви 4-е. Из Меринова чрез пустошь Березник в Куликово, стоящее на самом возвышенном местоположении Заболотского прихода. При деревни этой часовня пророка Илии, о которой есть предание, что она устроена на память разоренного панами, девичьего монастыря; часовня окружена сосновым и еловым лесом, внутри, где часовня, прекрасная площадка, с коей старожилы доселе показывают могилы 3-х погребенных схимниц; с горы видна вся окресность Белозерского уезда и Заозерские церкви: Ухтома, Муньга, Бор, Вашки, Слободка, Киуй и Киснема. От церкви в 3 верстах. Из Куликова в Бабино, стоящее при Бабинском озере, которое не более 80 сажен, со всех сторон окружено топким болотом, от церкви в 3 в. Из Бабина через пустошь Савкино в Харшино от церкви в 5 в. Из Бабина через Савкино в Фокино по одному направлению горы Куликовской, местность деревни гористая, внизу по дороге к Демину есть малое озерко Ф….. , заросшее кругом мхом. От Бабина в 3-х верстах, от церкви в 6-ти. Из Фокина, по дороге проселочной между горами, в Демино, Павлово, Новимки (Новишка) г.Струшковой, от церкви в 9-ти. От церкви из деревни Санкова в Красново малое и большое, в 7-ми верстах, на берегу Красносельского озера, которое в окружности не более двух верст, дно и берега песчаные. В зимнее время, когда бывают глубокие снега, от посадки льду рыба по причине стесненности и недостатка воздуха бросается в проруби, просеченные для серпания воды домохозяевами или же совершенно задыхается, коей во время весны много находят на берегах. Из большого Краснова в Тимонино, Филино, Ленино, местность вообще вся гористая, особенностей нет. От церкви в 8 в. по проселочной дороге. Из Шейкина в Туриково, стоящее на берегу Туриковского озера; оно в окружности около 3 верст, берега частию болотистые, частию песчаные, глубина до 3-х саж., дно чистое, нет ни мелей, ни подводных камней, довольно рыбное, в коем окрестными жителями ловится щука, окунь, язь, плотва, линь и налим; по проселочной дороге от церкви в 7-ми. В. Из Турикова в Токарево, деревня на горе, под горою два озера Бассиловския, одно малое, не более 100 длины и 20 сажен ширины; другое около 200 длины и 35 сажен ширины, оба по берегам болотистые, дно иловатое, есть рыба, но не в большом количестве, от церкви в 7-ми в. Из Токарева в д. Пушкино, деревня эта и две деревни Кожино, близ озера Пушкинского, которое в окружности имеет более 2-х в., берега чисто песчаные, глубины имеет от 2 до 3-х сажен, рыбное. Крестьянами деревни Кожино, пользующимися местностью между двух горушек крутыми берегами, из озера прорыта канава, при деревне сделана заплотина для хранения воды и устроена мукомольная мельница, от церкви в 8-ми в., по дороге проселочной. Из Пушкина в Токарево в 1-й в. деревня, на ровном месте, при Токаревском озере, которое форму имеет кругообразную, не более 200 сажен; берега кругом болотистые и мхом поросшие, есть и рыба, но в малом количестве. Из Текарева в деревню Бор, по проселочной дороге 3 версты, от церкви 9 в., - деревня на возвышенной горе, внизу озеро, которое в окружности около 3 в., среди озера островок с мелкорастущим лесом и от него 4 мыса до самых берегов, а потом озеро представляется составленным из 4-х озер. Две части принадлежат деревни Бору, и две части деревням Юдину и Петровой Крестовоздвиженского прихода. Озеро довольно неглубокое, берега его частию песчаные, частию болотистые, есть рыба, но в малом количестве. Постройка домов в приходе вообще вся деревянная; избы белые, крестьяне русские, исповедуют православную веру. «Новгородские
епархиальные
ведомости», 1899 год, № 16 Посещение Его Высокопреосвященством Феогностом, архиепископом Новгородским и Старорусским г. Белозерска и окрестных приходов в июне месяце. «18 июня Владыка посетил Заболотский приход в 10 верстах от г. Белозерска… По выходе из храма, Владыка удостоил посещения дом св. Андрея Мирославского, имеющего свою пасеку и изволил кушать здесь чай со свежим медом»
|
|