|
Отрывок
из книги.
Елена
Игнатова,
"Записки о
Петербурге",
СПБ,
Амфора,
2005г.стр.543-544 В
Петрограде
были такие
люди. Об
одном из них,
священнике
Михаиле
Яворском, вспоминал
А. Э.
Краснов-Левитин.
В 1910 году отец Михаил
стал
настоятелем
церкви
Святой Екатерины
на
Кадетской
линии
Васильевского
острова и
«принял на
свои плечи
всю тяжесть
приходской
работы: был
постоянным
гостем дворницких,
чердаков,
подвалов...
этот
красивый,
стройный
батюшка с
академическим
значком, с
тонким
лицом
интеллектуала».
Отец Михаил
был женат на
Вере Философовне
Орнатской,
дочери
настоятеля
Казанского собора,
расстрелянного
в 1918 году. Во
время
церковных
изъятий Михаил
Яворский
принял сторону
патриарха,
считая их
святотатством.
После казни
митрополита
«из лавры изымались
мощи Св.
князя
Александра
Невского.
Испуганная,
дрожащая
братия
лавры
смиренно
молчала... И
тут поднял
свой голос
настоятель
Екатерининского
храма:
„Своими
руками, своими
руками
отдаете вы
святыню
наших предков.
И на вас
падет ответ
за
поругание
святыни"».
Тогда его
слова
поразили
общину
смелостью, а
позже — прозорливостью.
Такие люди
были
твердыми
как алмаз, но
церковный
мир
расплывался
под ударами
власти и
давлением
обновленцев
как глина. Сослуживавшие
отцу
Михаилу в
церкви
Святой Екатерины
примкнули к
обновленцам,
и ему пришлось
уйти из
храма. Он
продолжал
совершать службы
в домах прихожан.
«На бульваре
по Среднему
проспекту, —
писал
Краснов-Левитин,
— можно было видеть
десятки собравшихся
простых
женщин — баб
в платочках...
„Отец
Михаил
сейчас
выйдет: он в
этом доме
сейчас
молебен
служил". И
действительно
появляется
отец Михаил
в белой рясе,
всегда без
шляпы, с
развевающимися
волосами,
веселый и
оживленный.
Прихожане
бросались к
нему под
благословление».
В 1924 году его
сослали на
Соловки, а
через три
года
освободили
с запретом
жить в
Ленинграде.
Отец Михаил
поселился в Любани и
изредка
тайком
приезжал в
город, где
оставались
его жена и
пятеро детей.
В 1930 году его
вновь
арестовали
и
приговорили
к десяти
годам
концлагеря.
По словам
Краснова-Левитина,
«тогда это
была
редкость:
обычно давали
три года... Он
был
заключен в
лагерь на Беломоро-Балтийском
канале. „Он
был как
ребенок;
только
молился: во
всем
полагался
на Бога", —
вспоминает
московский
священник,
бывший с ним
в
заключении.
Никому в
точности не
известна
его судьба».
Жене отца
Михаила
пришлось
фиктивно
развестись
с ним, чтобы
избежать
высылки,
семья голодала
и
бедствовала.
Матушку
Веру не брали
даже на черную
работу,
соседи
следили за
тем, кто
ходит к опальной
семье, но
бывшие
прихожанки,
«платочки»,
делились с
голодавшей семьей
чем могли.
Вера Философовна
Яворская
умерла в
блокадном
Ленинграде,
судьбы ее
детей неизвестны.
Надо
помнить, что
уцелевшие и
разрушенные
храмы Петербурга
были местом
подвижничества
и началом
мученического
пути лучшей
части его
духовенства.
Разграбление
церквей
стало еще одним
уроком
власти
народу на
тему: «Что
такое хорошо
и что такое —
плохо», — с
этого
времени
участились
грабежи в
храмах, воры
добирали то,
на что не
польстились
комиссии по
изъятию. Вот
несколько
выдержек из
«Красной газеты»:
в марте 1923 года
«вторичное
ограбление
Исаакиевского
собора» (по
иронии
судьбы Исаакиевскую
площадь скоро
переименуют
в площадь Воровского);
в апреле
ограбили
мечеть,
украли
ковры и
кружки для
пожертвований.
В марте 1924 года
«при
ограблении
Троицкого
собора
(Александро-Невская
лавра) был, в
частности,
похищен
крест с
частицей мощей
Иоанна-воина.
Воры
бросили
крест с мощами
в Обводный
канал»; в июне
«был совершен
налет на
Екатерининскую
церковь на
просп. Юных
Пролетариев.
Злоумышленники
проникли в
церковь и,
собрав все
ценные
церковные
предметы и
несколько
пудов
серебра,
намеревались
уйти, но были
замечены и
задержаны».
Замечательны
эти пуды
серебра —
как их могла проворонить
комиссия по
изъятию?
После таких
сообщений
граждане с
особым
интересом
поглядывали
на церкви.
Они были
открыты, там
шли службы,
но все заметнее
проступали
знаки
грядущей
мерзости
запустения.
Милиция сообщала:
«Опять
самогонный
завод в
Троицком соборе
(на
Измайловском
просп.).
Несколько
времени
тому назад в
одном из
склепов под
Троицким
собором был
обнаружен
самогонный
завод...
Сегодня
наряд
милиции
приступил к
обыску
подвальных
помещений
собора. В
одном из
укромных
уголков был
обнаружен
самогонный
аппарат и
принадлежности
к нему». («Заводами»
называли
аппараты
для
изготовления
самогона.)
Позднее
государство
станет
приспосабливать
храмы под
мастерские,
цеха, склады.
В 1936 году Краснов-Левитин
заглянул в
Екатерининскую
церковь, в
которой
прежде
служил
Михаил
Яворский:
«Что я увидел:
иконы,
поваленные
навзничь;
гулким эхом
раздавались
грубые
голоса», на
месте
царских
врат
громоздилась
груда
грязных
ящиков. Но
некоторые
храмы ждала
еще более
страшная участь.
Церковь
Воскресения
Христова у
Смоленского
кладбища и
сейчас
выглядит
по-особенному
заброшенной,
на ее стенах
можно
разглядеть
щербины. Говорят,
в начале 30-х
годов здесь
расстреливали
людей и
закапывали
под стеной,
поэтому трава
здесь с тех
пор особенно
высока и
густа. |
|