В
огне свечи 12
ноября.
Владимирский
Собор.
Севастополь.
Тишина,
полумрак. Со
всех сторон
на меня
смотрят
грустные
лики святых.
Дрожащей
рукой
ставлю
свечу перед
распятием.
Маленький
язычок ее
пламени
словно нить,
связывающая
меня с
прадедом. В этом
году
исполнилось
70 лет со дня расстрела
Ивана
Захаровича
Белоликова,
последнего
настоятеля
Успенского
собора Рдейского
монастыря,
протоиерея
Георгиевской
церкви
г. Старая
Русса.
Удивительна
судьба
этого
человека,
посвятившего
всю свою
жизнь служению
Богу и
погибшего
за
православную
веру. Иван
Захарович
родился 21
октября 1873 года
в селе
Васильевском
Череповецкого
уезда
Новгородской
губернии в
семье сельского
священника
Захария
Ивановича Белоликова.
Духовные
традиции в
этой
порядочной,
очень
религиозной
семье были
заложены предыдущими
поколениями
– еще
прапрадед Ивана
Захаровича
– Иоанн Федотов, служил
дьяконом в церкви
Рождества
Пресвятой
Богородицы
в Пусторадицком
Рождественском
погосте Череповецкого
уезда. Ни он,
ни его сын
Стефан
Иванович,
пономарь той
же церкви,
фамилии
еще не
имели,
а фамилию
Белоликовы
получили три
сына Стефана
Ивановича –
Иван, Семен и
Глеб в
стенах
Новгородской
духовной
семинарии.
Все трое
стали
священниками
в
Череповецком
и
Кирилловском
уездах
Новгородской
губернии. Отец
Ивана
Захаровича
более тридцати
лет
прослужил в
церкви
Василия
Великого в
Васильевском-Романовском
погосте, из
которых 16 лет
был
благочинным
округа. У Ивана Захаровича было шесть братьев и две сестры. Все братья закончили Новгородскую духовную семинарию, двое из них – Александр и Николай – Санкт-Петербургскую духовную академию, Петр и Василий – Киевскую духовную академию. Александр, Павел и Алексей стали священниками, Николай – преподавателем Краснохолмского духовного училища, Василий – преподавателем Киевской духовной академии, профессором богословия. Брат Петр в 1903 году принял монашество с именем Пимен в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного. Иван Захарович, как и братья, окончил Кирилловское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию по первому разряду. Два года проработал учителем церковно-приходской школы, а в 1896 году был рукоположен во священника к Чуровской церкви Череповецкого уезда. Неутомимый
труженик, он
кроме своих
служебных
обязанностей
и
преподавания закона
Божьего в
церковно-приходских
и земских
школах,
принимал
активное
участие в общественной
жизни села – состоял
председателем
приходского
попечительства,
Чуровского
общества трезвости,
Сельскохозяйственного
общества,
Общества
потребителей,
председателем
правления
Чуровского
вольного
пожарного
общества,
заведующим
Чуровской
библиотекой,
был избран
депутатом
по судебным
делам.
Принимал участие
в переписи
населения 1897
года, за что
был
награжден
бронзовой
медалью, в 1909
году был избран
помощником
благочинного. В 1911
году Ивана
Захаровича
перевели в
Успенский
собор
Рдейской
женской
пустыни Старорусского
уезда. Во
время
проводов о.
Иоанна
прихожане
очень тепло
отзывались
о нем:
«Человек в
высшей
степени
честный,
абсолютно
трезвый, и
других он
наставлял
этому. Отзывчивый
и сердечный
ко всему
несчастному,
он никогда
ни в чём не
отказывал и
помогал по
своим
средствам и
силам,
несмотря на
то, что сам
был
обременён
большим
семейством.
По его
старанию и
личной
инициативе
у нас в
церкви
устроены:
сельскохозяйственное
общество
потребителей,
почтово-телеграфное
отделение;
он принимал
деятельное
участие в
устройстве
богадельни,
где
содержатся
престарелые
старушки,
числом до 12.
При нём храм
наш украшен
новыми
иконами и
позолоченной
резьбой и
колоннами. И
теперь, по
его старанию,
прихожане
хотят
украсить
стены храма
живописью.
Служба при
нём в храме
была самая
боголепная,
и всегда
храм был
полон народа»
(«Новгородские
Епархиальные
ведомости», № 28,
1911 год). Иван
Захарович
был женат на
Соколовой
Наталии
Петровне,
дочери
протоиерея
Николаевской-Сухачской
церкви
Белозерского
уезда
Новгородской
губернии. В
семье было
восемь
детей.
Несмотря
на
удаленность
Рдейского
монастыря
от
населенных
пунктов, на
богослужения
всегда
собиралось
много народа.
Добираться
приходилось
по дороге, проложенной
по болоту. В
городе Холм
мне удалось
разыскать
Томилину Александру
Александровну,
добрейшей
души
человека,
старейшую
учительницу
города. Ее
тетушка,
Зинаида
Дмитриевна,
с раннего
возраста
воспитывалась
в Рдейском
монастыре.
«Ей была
приставлена
монахиня,
которую она
звала
«мамухенька».
В Рдейском
ее учили
пению,
святому
писанию,
иностранным
языкам, игре на
фортепиано…
Она
восхищалась
Рдейским монастырем,
его
настоятелем,
чудесным
собором, где
был
волшебный
резонанс,
пение разносилось
по собору
фантастически
красиво,
божественно.
На
территории
монастыря
было очень
много
разнообразной
сирени и
других цветов.
Восхищалась
она
необыкновенно
красивым
озером.
Всегда было
много
богомольцев
из
окружающих
селений и
других
городов …» (Из
письма
Томилиной
А.А. от 23.08.2002 года) В 1915
году Иван
Захарович
был избран
помощником
благочинного
6-го округа
Старорусского
уезда. Моя
бабушка –
Елена
Ивановна
Белоликова,
вспоминала
о жизни в
Рдейском
монастыре
как об очень
счастливом
периоде в ее
жизни. Ее
рассказы
были
пропитаны
любовью к
родителям,
братьям и
сестрам. Но
спокойная,
счастливая
жизнь большой
семьи
разбилась в
1917-м.
Сразу после
революции
началась
первая
волна гонений
на
Церковь –
массовые
грабежи церквей,
расстрелы
священнослужителей. В
августе 1918
года
расстрелян
двоюродный
брат Орнатский
Философ
Николаевич,
настоятель
Казанского
собора в
Петрограде, 16
сентября 1918
года
был
зверски
убит
карательным
партизанским
отрядом
Мамонтова-Кихтенко
в г. Верном
родной брат
Белоликов Петр
Захарович,
епископ
Семиреченский
и Верненский
Пимен.
Но это было
только
начало… В 1920-ом
году умерла
жена
Наталия
Петровна и
на руках
Ивана
Захаровича
остались дети,
младшему из
которых
было всего 4
года.
Как спасти
их? – этот
вопрос
стоял перед
отцом.
Иван
Захарович
настоял, чтобы
дети
написали
отказ от
него, и они
написали… В
следственном
деле
Белоликова
Ивана Захаровича
будет
записано:
«одинок». Но
это позже – в
37-м… После
закрытия
Успенского
собора о.
Иоанн был
переведен
настоятелем
Георгиевской
церкви г.
Старая
Русса. От небольшого
дома под
номером 7,
расположенного
на тихой
улочке
Валдайской,
были видны
купола
Георгиевской
церкви. Как
одиноко
было уже
немолодому
священнику
в этом доме.
Его изредка
навещали
старшие
дочери –
Мария, Елена
и Лидия. Им
очень
тяжело
жилось в
Ленинграде
– Мария
была
домработницей и
содержала своих
младших
братьев и
сестер,
Елена училась
в
Ленинградском
1-м
Медицинском
институте.
Дети часто
голодали и
бывало с
надеждой забегали
в ближайшую
столовую, но
там кроме
соли на
столах
ничего не
оставалось. Елена
навестила
отца
последний
раз в 1936 году,
она не знала,
что больше
его никогда
не увидит.
Иван
Захарович
рассказал, что его
посетили
представители
новой
власти и
предложили
ему
отречься от
веры, на что
он ответил:
«От веры я не
отрекусь!» 20 октября
1937 года в доме
номер 7
по улице Валдайской
раздался
стук в
дверь.
Наглый,
оглушительный
он
расколол
ночную
тишину.
Старый
одинокий
священник
ждал его
каждую ночь.
Милый Иван
Захарович, о
чем Вы
думали в эту
минуту? ….. «Это
было, когда
улыбался Только
мертвый,
спокойствию
рад. И
ненужным
привеском
качался Возле
тюрем своих
Ленинград. И,
когда
обезумев от
муки, И
короткую
песню
разлуки Паровозные
пели гудки. Звезды
смерти
стояли над
нами, И
безвинная
корчилась
Русь Под кровавыми
сапогами И
под шинами
черных
марусь»
(А.Ахматова)
Следствие
велось
быстро, и
дело было
«шито белыми
нитками», как
и многие
дела того
периода.
Кровавая
машина была
запущена, и
остановить
ее было не
возможно –
она
перемалывала
в своих
жерновах
лучших
представителей
когда-то
сильной
державы. В
обвинительном
заключении
говорилось:
"имея целью
вызвать
недовольство
среди
населения
доказывал,
что
советская власть
не дает
свободно
отправлять
религиозные
обряды и
устраивает
гонение на
религию. В
период
гражданской
войны
будучи
настоятелем
монастыря
укрывал
врагов
народа и
содействовал
им. Агитировал
против
займов...
Виновным
себя
признал...", но
назвать
кого-либо из
лиц
"духовенства,
проводящих
контрреволюционную
агитацию отказался".
«Виновным
себя
признал… но
назвать…
отказался"» Милый
Иван
Захарович!
Что Вам пришлось
пережить?!
Многочасовые
допросы, пытки,
издевательства…
Но
Вы остались
честны
перед Богом
и людьми.
Духовная
высота,
достичь
которую
дано не
каждому. Вам было
дано… Особой
тройкой
при УНКВД по
Ленинградской
области 4
ноября 1937 года
обвинен в
том, что
"проводил
контрреволюционную
агитацию против
колхозного
строительства,
распространял
измышления
о колхозах,
ссылаясь на
религиозные
учения, во
время революции
укрывал в
Оредежском
монастыре
белобандитов
и эсеров" 12
ноября 1937
года
приговор
приведен в
исполнение
в г.
Ленинграде. Сотни
раз я
мысленно
вместе с
Иваном
Захаровичем шла
темными страшными
подвалами
«Большого
дома». Зловещий
полумрак,
где-то
капает вода, диким
гулом
отражаются
от молчаливых
стен шаги
убийц. Какой
длинный
коридор и как
коротка
жизнь… Серая
неровная
стена, она
хранит последний
взгляд,
последний
вздох тысяч
и тысяч, она
хочет
кричать, но
от ужаса
оцепенела.
Только
слезы,
кровавые
слезы вновь
и вновь
катятся по
ней… А
может, это
было совсем
иначе? Еще страшней? От
этого можно
сойти с ума… А я
вновь и
вновь прохожу
этот
страшный
путь… 12
ноября.
Владимирский
Собор.
Севастополь. Тишина,
полумрак. Со
всех сторон
на меня смотрят
грустные
лики святых.
Дрожащей
рукой ставлю
свечу перед
распятием.
Маленький язычок
ее пламени
словно нить,
связывающая
меня с Иваном
Захаровичем. И
вдруг слеза -
по свече
скатилась
одинокая слеза.
Это Ваша
слеза? А
может это
моя слеза?
Подкатывает
к горлу
комок, и я
чувствую,
что не смогу
сдержать
рыданий –
почти бегом
покидаю
собор. В
лицо мне
бьет свежий
морской
ветер, внизу раскинулась
прекрасная
Севастопольская
бухта. Это
жизнь. Иван
Захарович,
спасибо Вам
за нее! Орищенко
И.А.,
правнучка
Белоликова
Ивана Захаровича. 12 ноября 2007 года. Севастополь
|