Последние Шоборовские священники

 

          Передо мной  лежит старая  фотография.  Молодой священник с тонкими чертами лица и какой-то тревогой в глазах,  матушка – красивая, чуть полноватая женщина, излучающая доброту и любовь, их дети – серьезные и сосредоточенные. Рядом с матушкой стоит девочка чем-то отличающаяся от других детей - у нее взрослое лицо и грусть в глазах.

На обороте надпись: 1915 год. Богоявленский Михаил Алексеевич, Богоявленская – Соколова Татьяна Петровна, Аграфена Николаевна*, Людмила, Галина, Алексей, Иван (Виктор).  Надпись сделана рукой Елены Михайловны Соколовой – младшей дочери о. Михаила.

С  Еленой Михайловной, двоюродной сестрой бабушки,  я познакомилась в 2006 году, ей было 89 лет. Она очень обрадовалась моему телефонному звонку, но постоянно повторяла: «Ирочка, ты очень поздно меня нашла, если б чуть раньше, я бы тебе очень много рассказала, а теперь уже память не та». Благодаря этой замечательной женщине, очень светлому и доброму человеку, все мои предыдущие архивные наработки приобрели ясные и четкие черты, были найдены недостающие звенья, что позволило восстановить историю нашего рода, несколько поколений которого были связаны с  Николаевской Сухачской церковью.

          Мой прапрадед Петр Андреевич Соколов прослужил в этой церкви более сорока лет.

Он родился в 1843 году в семье священника Троицкой Досифеевской церкви Череповецкого уезда. Успешно окончил Вологодское духовное училище и Вологодскую семинарию по 1-му разряду, что давало возможность поступать в высшие учебные заведения, но он избрал путь приходского священника. Женившись на  16-летней Серафиме Михайловне,  принял священство. С большой долей вероятности можно сказать, что Серафима была дочерью священника Николаевской Сухачской церкви Михаила Кантатова, которого в 1866 году сменил Петр Андреевич. В этой же церкви с 1855 года пономарем (псаломщиком с 1875) служил родственник  Петра Соколова – Иван Зверев, женатый на его двоюродной сестре Агрипине Матвеевне.

Очень быстро о. Петр снискал любовь и  уважением среди прихожан и местного духовенства. Любой мог обратиться к нему за советом с полной уверенностью, что услышит  в ответ исполненное мудрости и любви наставление.  Те, кто знал его, отмечали, что он  «обладал глубоким умом при широком жизненном кругозоре, главным же его украшением было любвеобильное сердце, которое особенно всех привлекало к нему… Это был человек отзывчивый на все доброе и разумное, что выдвигала жизнь. Отец протоиерей был  человек, не застывший в прошлом. Кажется, не было никакой отрасли жизни, где бы он был несведущим человеком. Обладая от природы дивной памятью, он в особенности был знатоком в отечественной истории. Словом, то был человек основательно и широко образованный при строгой христианской настроенности. Обладая представительной наружностью, он истово и величественно совершал богослужение»**

Более сорока лет о. Петр прослужил в Сухачском погосте, из которых тридцать лет состоял благочинным. Благодаря его стараниям был расширен теплый храм, в приходе открылись три школы, в которых о. Петр состоял законоучителем. «В широком здравом просвещении народа он видел залог счастья народного»**

Петр Андреевич имел многочисленные награды, в т.ч. орден Св. Анны 3-ей степени, наперсный крест от Св. Синода, а в 1899 году за заслуги по духовному ведомству награжден саном протоиерея.

В семье о. Петра было двенадцать детей. Трое умерли в детстве, Алексей, старший сын – мальчик, подающий большие надежды,  блестяще окончил Новгородскую духовную семинарию и благодаря своим дарованиям занял высшее место при поступлении в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, но окончить академию ему не было  суждено – он умер на последнем курсе от неизлечимой болезни. Это было большое горе для семьи Петра Андреевича. Двое оставшихся сыновей не пошли по стопам отца – Николай окончил медицинский факультет Томского университета, преподавал в Омском медицинском институте, стоял у истоков создания санитарно-эпидемиологической службы города; Владимир  стал профессором Свердловского медицинского института. На них, видно, большое влияние оказал их дядя – Корнилий Андреевич Соколов, талантливый хирург.

Из дочерей только две вышли замуж за священников: Наталия  – за священника Чуровской церкви Череповецкого уезда  Ивана Захаровича Белоликова, принявшего мученическую смерть в 1937 году, Татьяна – за священника Рдейской женской пустыни Старорусского уезда Михаила Алексеевича Богоявленского, который после смерти Петра Андреевича, последовавшей 21 апреля 1908 года, сменил его в Николаевской Сухачской церкви.

          Отец Михаил родился 26 октября 1878 года в местечке Черные Озерки Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника, окончил Новгородскую духовную семинарию и несколько лет состоял учителем  народной школы. В 1906 году  был назначен на священническое место к Рдейской  женской пустыни Старорусского уезда, а в 1908 году вернулся  в родные края и принял Сухачский приход. Но не долго длилась счастливая жизнь большой семьи - в 1920 году умерла матушка Татьяна,  а все усиливающиеся гонения на церковь привели  к аресту о. Михаила. Большой уютный дом, где когда-то тихими вечерами за чашкой чая и неспешными разговорами собиралась большая семья Соколовых, а позже Богоявленских, был конфискован. Девочек на воспитание забрала к себе родная сестра Татьяны Петровны – Елизавета, работавшая учительницей в Череповце, она дала им свою фамилию. Так они вернулись к фамилии деда – Соколова Петра Андреевича.

           Елена Михайловна вспоминала, что после ареста отца она носила ему передачи в тюрьму, а потом его сослали на восток и убили при перевозке в Благовещенск.

На мой запрос в Вологодское ФСБ пришел ответ, что Богоявленский Михаил Алексеевич был арестован 17 января 1934 года Кадуйским РО ПП ОГПУ в Ленинградском военном округе за участие в контрреволюционной организации церковников-монархистов.  Его обвиняли в «проведении агитации, направленной против закрытия церквей, против коллективизации и других мероприятий, проводимых советской властью». Осужден 03.03.1934 года тройкой ПП ОГПУ в ЛВО по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР на 5 лет заключения в концлагере без конфискации имущества. О дальнейшей судьбе о. Михаила сведений не было.

Моя переписка продолжилась с УВД по Хабаровскому краю, Амурской и Новосибирской областям, Приморскому краю. В результате удалось выяснить, что Михаил Алексеевич отбывал наказание в Дальлаге ОГПУ, где 17 марта 1938 года постановлением Тройки УНКВД по Дальневосточному краю осужден за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 1 июня 1938 года. 

          Расстрел… Целое поколение наших прадедов было уничтожено в 1918 и 1937 годах.  Они лежат в братских могилах в Левашово и Бутово, на бескрайних просторах  Дальневосточных лагерей и в безымянных могилах под Санкт-Петербургом и В. Новгородом. Единственная «вина» их заключается в том, что они не отреклись от веры.

 

***

 

 

          Еще стоят на окраине деревни Шоборово стены разрушенной церкви. Когда-то величественный белоснежный храм тихо умирает.  Пустые глазницы и  кроваво-красный кирпич, словно смертельные раны, не оставляющие надежды на возрождение, а со стертой временем и искалеченной людьми фрески с укором смотрит на нас лик святого…

 

 

 

 

 

*  Аграфена Николаевна Белышева – Груняша, сирота, взятая на воспитание в семью священника Богоявленского.

**Памяти о. Протоиерея Петра Андреевича Соколова. / Новгородские  епархиальные ведомости. 1908,  №19.

 

                                                     Ирина Орищенко, праправнучка Соколова Петра Андреевича.

                                                     г. Севастополь

                                                     12.03.2009г.

 

                             

 

(В сокращении опубликовано в Кадуйской районной газете "Наше время" 25 апреля 2009 г.)

 

 

 

 

На главную страницу сайта

                         

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz