Ирина Орищенко г.Великий Новгород – 2006. №3 – С.64-68. Колокольный звон разливался над всем Рдейским краем. Он плыл над хрустальными водами Рдейского озера, над болотом и летел дальше над лесами, деревнями, постепенно растворяясь в прозрачном воздухе. Золотые купола величественного Успенского Собора сверкали на солнце. Вереница нарядных прихожан из соседних деревень тянулась по добротной монастырской дороге, проложенной по болоту, на торжественное богослужение. Особенно торжественно отмечался храмовый праздник Успения Божией Матери. В этот день всегда стекалось множество богомольцев. Служба свершалась по особому чину. Со всенощной стояли как в Великую Субботу, со свечами, и заканчивалась она далеко за полночь. В сам праздник в 8 часов начинался перезвон к водоосвящению, а в 9 часов – благовест к поздней Литургии, по окончании которой совершался крестный ход вокруг монастырских стен с обнесением чудотворных икон. Впереди шли два хора, за иконами – духовенство, мать-игуменья, рядами сестры, а за ними масса народа. В этот день, по установленному обычаю, всем желающим выдавали мягкий черный монастырский хлеб. С 1911 года монастырь возглавляла игуменья Филарета, сменившая на этом посту игуменью Рипсимию, о чем «Русский инок» № 41-42 за сентябрь «Определениями Святейшего Синода: От 26 мая-15 июня Игуменья Филарета, в миру Ольга Герасимовна Соловьева, родилась в 1868 году в г. Новгороде, в прошлом дочь офицера, дворянка, приняла постриг в Свято-Духовом монастыре Новгорода в 1906 году. (Ольга Герасимовна Соловьева была арестована 7 марта 1938 года, а 18 марта того же года расстреляна.) Настоятелем Успенского Собора Рдейского монастыря с 1911 года был отец Иоанн (Белоликов Иван Захарович), красивый высокий человек с прекрасным сильным голосом. Его голос завораживал, заполнял всю церковь и проникал глубоко в душу. Иван Захарович Белоликов родился 21 октября 1873 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье сельского священника Захарии Ивановича Белоликова. В метрической книге Васильевской Романовской церкви имеется запись: « 21 октября 1873 года младенец Иоанн. Крестные родители: Кирилловского духовного училища учитель Николай Орнатский и девица Александра Иванова». « Я возрастал с детства при исключительно счастливых для духовной жизни условиях. Дома искреннее благочестие отца, нелицемерная набожность матери были первыми посадками моей религиозности».* Так говорил о себе младший брат Ивана Захаровича, епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов Петр Захарович). Да и разве могло быть иначе в семье, где духовные традиции были заложены предыдущими поколениями. История рода Белоликовых неразрывно связана с древней землей Новгородчины. Прадед Ивана Захаровича, Стефан Иванович, служил пономарем церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пусторадицком Рождественском погосте Череповецкого уезда. Он родился в 1779 году, «из великороссиян, диаконский сын». У Стефана Ивановича и Настасьи Васильевны, его супруги, было шесть детей – трое сыновей и три дочери. Сыновья Иван, Семен и Глеб окончили Новгородскую Духовную Семинарию и стали священниками. Фамилию «Белоликовы» они, вероятно, получили в стенах семинарии. Их отец и дед, Иоанн Иоаннов, священник Николаевской Никольской церкви Кирилловского уезда, фамилии еще не имели. Дед Ивана Захаровича, Иван Стефанович Белоликов, до семинарии обучался в Кирилловском уездном училище и находился на содержании отца, затем окончил класс словесности Новгородской Духовной Семинарии и 23 марта 1822 года преосвященным Сильвестром, епископом Старорусским, был определен в стихарь. Посвящен в дьячка к Ильинской Чаромской церкви Череповецкого уезда, а 5 июля 1836 года преосвященным Анастасием, епископом Старорусским, был рукоположен к церкви Богоявления Господня в Новой Ёрге во священника. С 1836 года и до своей смерти, последовавшей 23 февраля 1854 года, служил священником в церкви Богоявления Господня в селе Новая Ёрга. Жена Ивана Стефановича, Александра Ивановна, значительно пережила мужа и в 1872 году еще вдовствовала при этой церкви. У них было семь детей. Отец Ивана Захаровича, Захария Иванович, родился в 1842 году в с. Новая Ёрга. Окончил Кирилловское Духовное училище и в 1859 году был принят казеннокоштным воспитанником в Новгородскую духовную семинарию, которую успешно окончил в 1865 году по первому разряду. 31 января 1866 года Преосвященным Аполлосом, епископом Старорусским, рукоположен во священника к Богоявленской Ново-Ёрговской церкви, а через четыре года «мнением Преосвященного Феоктиста, епископа Старорусского, утвержден Высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором по указу Новгородской духовной консистории от 22 апреля 1870 года переведен…» к Васильевской церкви Череповецкого уезда. О. Захария «почти все время своего служения свыше 35 лет прожил в приходе Васильевской церкви и снискал общую любовь своею простотой, отзывчивостью на всякое горе, внимательностью к духовным нуждам своего стада. Насколько велика была его популярность как руководителя прихода, видно из того, что все старые и малые, текли со своими нуждами в дом о.Захарии в полной уверенности, что он даст разумный совет и наставление. Никому не было отказа, и всякий уходил очарованный доступностью и любовью батюшки… Благоговейное, неторопливое совершение богослужения, истовое, без пропусков, располагало прихожан к непопустительному посещению богослужения. Храм в Романове всегда полон молящимися… Будучи около 15 лет благочинным округа о.Захария и среди духовенства снискал себе уважение и любовь. Простой в обращении, строгий к подчиненным, он сорастворял строгость с милостью, когда видел в подчиненных желание исправиться. Не любил лишь лентяев и не покрывал их перед начальством» ** Епархиальное начальство неоднократно отмечало служение отца Захария наградами: набедренником, скуфьей, камилавкой. От Святого Синода он был награжден наперсным крестом. По случаю 12-летней деятельности в качестве благочинного отец Захария по указу Николая II был удостоен ордена святой Анны 3-ей степени. Мать Ивана Захаровича, Орнатская Мария Ивановна, была дочерью священника церкви Вознесения Господня в селе Коленец Череповецкого уезда Орнатского Ивана Михайловича. Мария Ивановна выросла в атмосфере любви, добра, взаимоуважения. Ее младший брат, профессор медицины Орнатский Василий Иванович, писал: «Семье им (отцом) был придан такой строй, что все дети, ставшие взрослыми, до смерти сохраняли дух единства семьи, жертвуя друг для друга всем». Братья Марии Ивановны не стали священниками. Старший, Матвей, после окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии преподавал в духовной семинарии, затем стал учителем средней школы Министерства Народного Просвещения. Другой брат, Петр, окончил Медико-Хирургическую Академию и служил военным врачом в Вологодском лазарете. Николай окончил Санкт-Петербургский университет и стал учителем, самый младший, Василий, окончил Военно-Медицинскую Академию, защитил диссертацию и был удостоен степени доктора медицины. В воспоминаниях Орнатского Василия Ивановича есть упоминание о родстве с епископом Пензенским Амвросием (1775-1827), бывшим в свое время настоятелем Новгородского Антониева монастыря, ректором Новгородской Духовной семинарии. «Священник о. Иоанн Михайлович Орнатский, мой отец, родился в с. Чуровском Череповецкого уезда Новгородской губернии, сын священника, получил образование в Кирилловском духовном училище, где пользовался большой материальной поддержкой находившегося тогда на покое в Кирилло-Белозерском монастыре бывшего Епископа Пензенского Амвросия Орнатского, известного автора «Истории Русской Иерархии», своего родственника, выдающаяся личность коего была в своё время предметом особых исследований». В семье Захарии Ивановича и Марии Ивановны было семь сыновей и две дочери: Александр, 1867 года рождения, Павел, 1871 года рождения, Иван, 1873 года рождения, Надежда, 1875 года рождения, Анна, 1877 года рождения, Петр, 1879 года рождения, Николай, 1881 года рождения, Алексей, 1883 года рождения, Василий, 1887 года рождения. Родители постарались дать своим детям хорошее образование: все сыновья окончили Новгородскую духовную семинарию, Александр и Николай - Санкт-Петербургскую духовную академию, Петр и Василий – Киевскую духовную академию. Дочери окончили Царскосельское женское епархиальное училище. Один из братьев Ивана Захаровича, Петр, в 1903 году принял монашество с именем Пимен в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного. Около десяти лет он посвятил миссионерской деятельности в Персии. 6 августа 1916 года в Петрограде хиротонисан во епископа Салмасского, а 3 июля 1917 года назначен епископом Семиреченским и Верненским, викарием Туркестанским. Но вскоре произошел октябрьский переворот, и в Семиречье началась гражданская война. Епископ Пимен открыто выступал против декретов советской власти, призывал к противостоянию. 3/16 сентября 1918 года он был арестован бойцами отряда Мамонтова-Кихтенко, вызванного специально из района Сарканда, и в этот же день расстрелян в роще Баума в 8 верстах от г. Верного. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви по канонизации Святых, прошедшем в Москве 13-16 августа 2000 года, епископ Семиреченский и Верненский Пимен причислен к лику общецерковных святых. Александр, Павел, Иван и Алексей стали священниками, Николай – преподавателем Краснохолмского духовного училища, Василий – преподавателем Киевской духовной академии, профессором богословия. Двоюродными братьями Ивана Захаровича были известные в Петербурге священнослужители: Философ Николаевич Орнатский - видный церковный деятель, настоятель Казанского Собора в Санкт-Петербурге, расстрелянный в 1918 году, и Иван Николаевич Орнатский – священник Леушинского подворья, женатый на племяннице Иоанна Кронштадтского Анне Семеновне Малкиной. 23 февраля 1936 года о. Иоанн был арестован НКВД Ленинградской области и приговорен к 5 годам лишения свободы с дальнейшим поражением в правах на 3 года. Через год о. Иоанн скончался в лагере. В 2000 году отец Философ и его сыновья Николай и Борис, расстрелянные вместе с отцом, причислены к лику святых. Таковы корни и родственные связи Белоликовых, рода, из которого вышел последний настоятель Успенского Собора Рдейского монастыря. Иван Захарович Белоликов получил образование в Кирилловском духовном училище и Новгородской духовной семинарии, которую окончил в 1894 году по первому разряду. Первые два года состоял учителем церковно-приходской школы. Свои знания, полученные в стенах семинарии, свою доброту и любовь он передавал своим воспитанникам. 28 декабря 1896 года Иван Захарович был рукоположен в иерея и определен священником Чуровской церкви Череповецкого уезда. В этой церкви в начале века служил прадед Ивана Захаровича по материнской линии – Орнатский Михаил Петрович. Иван Захарович продолжал заниматься преподавательской деятельностью: состоял законоучителем Чуровской двухклассной церковно-приходской школы и земских школ: Дубровской, Медвежьевской, Келбуйской, заведующим и законоучителем Федоровской церковно-приходской школы. Отец Иоанн снискал любовь и доверие своей паствы. На его богослужения собиралось много народа, и церковь всегда была полна молящихся. Человек отзывчивый и сердечный, он никогда ни в чем не отказывал и всем помогал по мере сил. Епархиальное начальство отмечало служение о. Иоанна наградами: набедренником, скуфьей. А в 1909 году он был утвержден помощником благочинного. Деятельность Ивана Захаровича не ограничивалась служебными обязанностями. Он принимал участие в переписи населения, проведенной в России в 1897 году, за что был награжден бронзовой медалью. Состоял депутатом по судебным делам, был председателем приходского попечительства, председателем Общества потребителей, председателем правления Чуровского вольного пожарного общества, заведующим библиотекой. По его старанию и личной инициативе было организовано Чуровское сельскохозяйственное общество и почтово-телеграфное отделение, он принимал деятельное участие в устройстве богадельни для престарелых старушек. Все годы службы в Чуровской церкви Иван Захарович энергично занимается ее благоустройством. При нем храм был украшен новыми иконами, позолоченной резьбой и колоннами. Планировал сделать роспись на стенах, но перевод в другую церковь не дал осуществить задуманное. Прихожане, воодушевленные столь активной позицией батюшки, обещали украсить стены живописью после его отъезда. 12 мая 1911 года Иван Захарович был назначен настоятелем Успенского Собора Рдейской женской пустыни. На его проводы, которые состоялись 16 июня в Чуровском приходском храме, собралось много прихожан, которые поднесли уважаемому батюшке икону Спасителя. Об этом событии "Новгородские епархиальные ведомости" писали: «16 июня [1911г.] в Чуровском приходском храме происходили проводы местного батюшки о. Иоанна Захаровича Белоликова. Один из них (прихожан) сказал речь, в которой в кратких словах очертил полезную деятельность отца Иоанна. Прямо с семинарской скамьи поступил отец Иоанн в приход. Приход наш изобилует, так называемыми, староверами, но и от них отец Иоанн снискал любовь и доверие. Человек в высшей степени честный, абсолютно трезвый, и других он наставлял этому. Отзывчивый и сердечный ко всему несчастному, он никогда ни в чем не отказывал и помогал по своим средствам и силам, несмотря на то, что сам был обременен большим семейством…. Служба при нем в храме была самая боголепная, и всегда храм был полон народа. Отец Иоанн уезжает в Рдейский монастырь Новгородской губернии" *** В метрической книге Николаевской-Сухачской церкви за 1896 год имеется «актовая запись от 28 января № 7 о бракосочетании Ивана Захариева Белоликова, студента Новгородской духовной семинарии, 22-х лет и дочери священника Николаевской-Сухачской церкви Наталии Петровой Соколовой, 17-ти лет» Поручителем со стороны жениха был священник Преображенской-Любецкой церкви Череповецкого уезда Павел Захарович Белоликов, брат Ивана Захаровича. Со стороны невесты – двоюродный брат матери Наталии Петровны Иван Зверев, заштатный псаломщик Успенской-Сухачской церкви Белозерского уезда и священник этой церкви Михаил Каратыгин. К сожалению, не удалось найти послужной список Ивана Захаровича после 1916 года, поэтому сведений о его служении в Успенском соборе Рдейского монастыря не очень много. С сентября 1911 года отец Иоанн состоял законоучителем Высоковского начального училища. В 1915г. избран помощником благочинного 6-го округа Старорусского уезда, в том же году избран председателем комиссии по устройству Какачевского храма, сгоревшего 25 января 1915 года. В 1915 году награжден камилавкой. В 1920 году награжден наперсным крестом. Скупые факты, но за ними стоит большая и плодотворная работа, за ними стоит жизнь. В семье Ивана Захаровича и Наталии Петровны было восемь детей. Трое старших дочерей окончили Холмскую женскую гимназию, старший сын – духовную семинарию. Дочь Елена вспоминала о жизни в Рдейском монастыре как о самом счастливом времени в ее жизни. Родители окружили своих детей добротой и любовью. Иван Захарович много общался с детьми, а Наталия Петровна любила устраивать с малышами веселые шумные игры. В доме никогда не было работников, всю работу по хозяйству выполняли сами – пряли, шили, работали в огороде, на пасеке, собирали ягоды и грибы на другом берегу озера. В саду росли несколько сортов яблонь, вишня. Иван Захарович очень много читал, и дети с раннего возраста также приобщались к литературе. В доме была большая библиотека. Крепость веры, устоявшиеся традиции, казалось, ничто не сможет поколебать твердые устои жизни. Реки крови, сломанные судьбы и искалеченные жизни - все это в недалеком будущем коснется и род Белоликовых. Но революционные события не сразу докатились до Рдейского монастыря. В 1918 году он жил обычной жизнью: шло обучение клиросных сестер пению, непрерывно совершались богослужения. Только вот мастерские кустарных изделий (чулочная, ткацкая, башмачная) прекратили работу из-за отсутствия материалов, да хуторское хозяйство было нарушено, т.к. у монастыря отобрали пахотные земли. В 1920 году в семью пришло огромное невосполнимое горе – умерла Наталия Петровна. На руках отца остались дети, младшему из которых было всего четыре года. Старое монастырское кладбище, вернее, то, что от него осталось: раскопаны могилы, разбиты надгробия, сломаны и разбросаны вокруг исковерканные кресты… Все осквернено. Да возможно ли такое?! Да люди ли это сотворили?! Под старой березой могилка Наталии Петровны… Яма, заросшая травой и крапивой…
Репрессии волна за волной накрывали духовенство. Тучи сгущались и над головой Ивана Захаровича, и он принял решение отправить детей в Ленинград – подальше от себя, от опасности, которую он нес для них. Иван Захарович сказал детям, что они должны написать отказ от него. Они написали… Отказ. Что это? Трусость? Желание спасти свою жизнь? Предательство? Нет! Это боль! Это слезы! Это терзания и муки! Это спокойствие отца за своих детей. Это смиренное восхождение на свою Голгофу. Это фраза в деле: «…Виновным себя признал…», но назвать кого-либо из лиц «духовенства, проводящих контрреволюционную агитацию отказался». Последние архивные документы 1923 года касаются описей монастырского имущества, что всегда предшествовало ликвидации обители. Успенский Собор стал приходским храмом. Иван Захарович Белоликов служил в Успенском соборе предположительно до 1932 года, его закрытия, но документальных подтверждений этому найти пока не удалось. Все так же величественно возвышается над водами Рдейского озера Успенский собор. Ему очень много пришлось пережить за 104 года своего существования – и короткий период расцвета и десятилетия забвения. Его разрушало время, безжалостны были к нему люди, но он все также красив, несмотря на свой израненный вид. Очень хочется верить - придет время и засияют золотом купола возродившегося собора и вновь разольется колокольный звон над хрустальными водами Рдейского озера. Последнее место службы о. Иоанна – Георгиевская церковь, г. Старая Русса. Дети написали отказ от отца, но отказ был формальный, на бумаге. Старшие дочери время от времени приезжали в Старую Руссу по адресу Валдайская, 7, где в то время проживал Иван Захарович. В одну из таких встреч отец рассказал дочери Елене, что его посетили представители новой власти и предложили ему отречься от веры, на что он ответил: «От веры я не отрекусь!» В следующий свой приезд дочь уже не застала отца. 20 октября 1937 года Иван Захарович был арестован. В обвинительном заключении говорилось, что отец Иоанн, "имея целью вызвать недовольство среди населения, доказывал, что советская власть не дает свободно отправлять религиозные обряды и устраивает гонение на религию. В период гражданской войны, будучи настоятелем монастыря, укрывал врагов народа и содействовал им. Агитировал против займов... Виновным себя признал...", но назвать кого-либо из лиц "духовенства, проводящих контрреволюционную агитацию отказался". Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской области 4 ноября 1937 года обвинен в том, что "проводил контрреволюционную агитацию против колхозного строительства, распространял измышления о колхозах, ссылаясь на религиозные учения, во время революции укрывал в Оредежском монастыре белобандитов и эсеров" 12 ноября 1937 года приговор приведен в исполнение в г. Ленинграде. Местом захоронения является Левашовская Пустошь, находящаяся вблизи поселка Левашово Выборгского района г. Санкт-Петербурга. 28 сентября 1937 года в Ленинграде расстрелян брат Алексей, похоронен в Левашово. 25 ноября 1937 года в Бутово расстрелян младший брат Василий. 30 октября 1937 года в Ленинграде расстрелян племянник Диаконов Владимир Павлович. 9 октября 1937 года в Белозерске (по сведениям, полученным после написания статьи,- в Ленинграде) расстрелян двоюродный брат Мирославский Павел Андреевич. Этот скорбный список можно продолжить: двоюродные братья, племянники - всего 13 человек были расстреляны или погибли в лагерях. Но я думаю, что этот список значительно длиннее и мы, потомки, должны восстановить имя каждого. Левашовская пустошь. Здесь покоится мой прадед. Это страшное место, где похоронены десятки тысяч человек. Это святое место! Здесь вырос целый сосновый бор, возможно, его посадили для того, чтобы скрыть место преступления. Но теперь эти исполины-сосны живой памятник. А может это ОНИ, растерзанные и замученные, убитые, но не сломленные? Тихое шуршание крон… А может это шепот? Мы должны услышать их слова… * Речь начальника Урмийской Православной Миссии, архимандрита Пимена (Белоликова) Опубликована в "Прибавлениях к Церковным Ведомостям", № 33, издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде 13 августа, 1916 года. **Новгородские епархиальные ведомости, № 23, 1904г. (из некролога) *** Новгородские епархиальные ведомости, № 28, 1911г. Ирина Орищенко, правнучка Белоликова Ивана Захаровича. г. Севастополь 2006 год В заглавии – строка из стихотворения М. Цветаевой «Отцам»
|