ПЕРМСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПИМЕНА,     
                      ЕПИСКОПА СЕМИРЕЧЕНСКОГО И ВЕРНЕНСКОГО

Е.Д. Харитонов
http://www.permeparhia.ru/index.php?id=597

Жизненный путь священномученика Пимена, епископа Семиреченского и Верненского, в миру Петра Белоликова, оказался достаточно коротким. В возрасте 39 лет он был расстрелян за противодействие советской власти, разрушавшей народную веру. Два года в его житие вписала Пермь.

Он родился 5/18 ноября 1879 г. в селе Васильевское Череповецкого уезда Новгородской губернии, став шестым ребёнком в семье сельского священника Захарии Ивановича Белоликова. Через свою мать Марию Ивановну, урожденную Орнатскую, он был двоюродным братом известных клириков Петербурга о. Философа и о. Иоанна Орнатских. Первый из них, являясь настоятелем Казанского собора, стал одним из первых новомучеников Российских. Второй был женат на племяннице о. Иоанна Кронштадтского, который был частым гостем о. Философа. Как пишет биограф о. Пимена О. И. Ходаковская, Орнатские "по-семейному приблизили Петра Белоликова". Домашнее воспитание, благочестие отца, богослужения в храме и нелицемерная набожность матери много значили в укреплении его религиозности. Как и многие представители духовенства, он прошел традиционные ступени обучения. Позже вдали от родины он часто с благодарностью вспоминал годы своей учебы. "Книжное обучение мое шло в местностях, которыми справедливо гордится русский православный народ. Низшее образование я получил под покровом обители святого Кирилла Белоезерского, чудотворца, среднее - в обители преподобного Антония Римлянина в Великом Новгороде, в семинарии, воспитавшей великого светильника Русской Православной Церкви святителя Тихона Воронежского; наконец, высшее богословское образование - в славной своей древностью Киевской Духовной академии, воспитавшей таких великих святителей, как Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский, Иоанн Тобольский. Я чувствовал себя счастливым, опытно постигая, чем воистину должна славиться наша Святая Русь". Несмотря на слабое здоровье, он хорошо учился и впоследствии стал апологетом семинарской системы образования, как лучшей для средних учебных заведений. В годы учения он встречался с будущими известными иерархами. Митрополит Арсений (Стадницкий) был тогда инспектором семинарии. В Киевской Духовной академии нашел он своего духовного наставника. Старинная Киево-Печерская лавра - его вторая купель. 6 августа 1903 г. он принимает монашество с именем Пимен в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного, что в Ближних пещерах. Постриг и рукоположение в иеродиакона совершил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий). С ним о. Пимен не терял связи почти всю жизнь. В одном из писем он писал ему: "Когда я слышу о Вас, то сердце исполняется отрадою, что я Ваш постриженик, духовное Ваше дитя..." Однокашниками по академии были будущие новомученики: митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк) и архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Поммер).

Когда 3 июля 1904 г. иеродиакон Пимен был рукоположен в иеромонаха ректором академии епископом Платоном (Рождественским), он уже знал, что его ждёт трудное поприще миссионерской службы, на кое благословил его духовный отец. В ожидании получения приказа о назначении в Русскую православную миссию в Персию, пребывая в Петербурге, он, можно догадываться, взял благословение на этот духовный подвиг у о. Иоанна Кронштадтского. И вот он едет в г. Урмию - место пребывания миссии. Его теплота и сердечность в отношении с ближними оказались драгоценными качествами для миссионера в среде православных сирийцев (айсоров). Благодаря знанию древних языков и местных тюркских наречий он преподавал православие на их родном языке. Он занимался и защитой интересов сирийской бедноты перед административными властями, находил даже время на редактирование журнала "Православная Урмия", большинство статей для которого писал сам. Пробыв в Урмии около 10 лет (это факт выдающийся даже для того времени), он оставил о себе память не только как прекрасный православный миссионер, способствующий сплочению сирийского народа в его стремлении присоединиться к Российской Церкви, но и как переводчик. Им были переведены на сирийский язык чинопоследования праздников Рождества Богородицы и Крестовоздвижения, учебник по догматическому богословию.

Осенью 1914 г. архимандрит Пимен получает новое назначение - в Пермь, на должность ректора Пермской Духовной семинарии. Этот период жизни о. Пимена был назван его "звёздным часом" или проявлением Божьего благоволения. С большим пониманием и любовью к нему относился епископ Пермский и Соликамский Андроник, который хотел видеть его своим викарием. За сравнительно короткий срок о. Пимен успел покорить сердца пермяков. 2 ноября 1914 г. он прибыл в Пермь, и после литургии в семинарском храме Иоанна Богослова совершил молебен о даровании победы русскому воинству, благословив всех воспитанников семинарии. В его первой речи в семинарии говорится: "Из далёкой страны, освящённой подвигами сирийских отцов, преподобных Ефрема и Исаака Сириных... воля Божия привела меня в страну Пермскую, украшенную и освященную подвигами святителя Стефана". Далее он сказал о переменах в России в связи с войной и роли в ней русского народа.

Молодой ректор энергично подключился к приспособлению здания семинарии для нужд войны. Второй этаж главного корпуса превратился в казармы для мобилизованных, а третий - в лазарет. Семинаристы продолжали учиться, но часть классов разместилась в гардеробной, а занятия младших классов проходили в квартире ректора. Он вводит строгий режим экономии. Созданная им санитарная дружина встречает под новый год первых сто раненных. Торжественно проходили проводы на фронт добровольцев-семинаристов, а также выздоровевших солдат. Огромную воспитательную роль сыграло и другое нововведение - частые выступления ректора перед семинаристами. По его инициативе, стало традицией проведение благотворительных семинарских вечеров-концертов, где счастливо сочетались музыкальные номера, литературная декламация с беседами, поучениями и лекциями. Отец ректор сам принимал участие в них. Так, интересным было его выступление на тему "Святая Земля в русской поэзии". Пермяки считали за честь побывать на этих концертах, билеты раскупались нарасхват (деньги шли на нужды армии). Мудрый владыка Андроник хорошо понимал пользу таких концертов для воспитанников. Оба они - и архипастырь и о. Пимен - придавали большое значение воскресным беседам в Стефановской часовне, а также проходившим там чудесным детским праздникам. Любовь к детям была отличительной чертой о. Пимена, который учредил духовный кружок для детей.

Именно в годы служения в Пермской семинарии о. Пимен по-настоящему раскрылся как пастырь, каковым он стал по Божьему Промыслу (имя Пимен означает пастырь). Вдохновленный народным благочестием, он возглавлял массовые шествия паломников к пермским святыням. Но архимандрит Пимен предупреждал и о той легкости, с какой благоговение к святыням может утратиться. Кто теперь помнит, где находилась знаменитая ранее Фаворская пустынь? Много ли мы знаем о начале Уральского Афона? Примечательны воспоминания о крестном ходе в июне 1916 г., который организовал о. Пимен как глава Пермского общества народной трезвости. Участниками его были 90 членов этого общества, прибывшие на пароходе "Матрона" на пристань Елово, откуда прошли на гору Фавор, где был освящён восьмисаженный поклонный крест - памятник православным воинам, убитым на поле брани.

При всей своей занятости архимандрит Пимен выступал и как мыслитель-богослов. Проникновенная любовь к России, к её святыням и русскому народу помогли ему выразить своё понимание роли Церкви, народной веры, православного просвещения. С болью в сердце он размышлял о том, что происходило в русском обществе на рубеже ХIХ-ХХ вв., и его мысли вполне созвучны с мыслями известных отечественных иерархов. Накануне 1915 г. он огласил перед семинаристами свое понимание "русской идеи", о чем говорил и на страницах пермских газет. Вот часть его размышлений: Церковь с ее подвижниками, не боящимися гонений, - движущие начало для России… среди занимающихся православным просвещением не должно быть тех, "кто проповедует от ветра главы своей". Насколько современны и актуальны сейчас его призывы.

Наибольшее внимание привлекла его статья "Место религии в жизни культурных государств…". Общаясь с прихожанами Перми, о. Пимен, несмотря на общий духовный подъём в начале войны, трезво размышлял на эту важную тему, которую на рубеже ХIХ-ХХ вв. поднимали лучшие отечественные иерархи. Это явилось продолжением его мыслей о "русской идее". Он пишет с горечью, что в среде "руководящих умов России" уже утрачивается вера. Как и владыка Андроник, архимандрит Пимен видел пропасть, все более увеличивающуюся между интеллигенцией и Церковью. Под влиянием Запада над Россией теперь довлеет идеал культуры, а не веры, говорил он. Завершается статья пророчески: "Мораль отсюда такая: если вы хотите быть в истории рядом с культурными народами, себя уважающими, то берегите и своё драгоценное достояние - веру и её священные воспоминания, не погашайте их в народе нелепыми увеселениями в праздничные дни. Иначе воспитаете в народе не душу кроткую и терпеливую, а душу зверя, который принесёт неисчислимые беды и себе и вам".

В начале 1916 г. стало известно, что архимандриту Пимену предстояла хиротония в епископа Салмасского. Проводы о. Пимена свидетельствовали о том, что пермские жители очень полюбили его, и с сожалением расставались с ним. Хиротония о. Пимена состоялась в праздник Преображения Господня в Казанском соборе Петрограда. После этого он в третий раз едет в Персию, дабы возглавить Русскую миссию, но теперь не надолго. По его прошению в 1917 г. он был переведен в г. Верный на вновь созданную кафедру епископа Семиреченского и Верненского, викария Туркестанского, где и начинается его путь к Голгофе. Три месяца оставалось до установления советской власти в этом городе на стыке России и Азии. В первом своем обращении к пастве он сказал о верности Православию в русской истории. Епископ не боялся выступать с проповедями, обличавшими убийц царя Николая II, давать христианский анализ творившимся беззакониям. Будучи противником антицерковных декретов советской власти, он провёл съезд Семиреченского духовенства и мирян, а также два крестных хода. По мере того как возрастала народная любовь к архипастырю, близился час расправы над ним. 3/16 сентября 1918 г. его арестовали и увезли за город в рощу, где он и был расстрелян.

В книге О. И. Ходаковской о новомучениках звучит трогательный рассказ о прощании епископа Пимена с детьми. В день расстрела он, как всегда, вёл занятия детского кружка. Когда занятие завершилось, он пригласил детей на террасу, чтобы они выбрали для себя подарки - иконки. Лучшей своей ученице епископ благословил распятие, вышитое на голубом шелке, которое он получил в подарок от пермского мальчика, уезжая из Перми. На вопрос, будет ли он вечером на всенощной, он ответил: "Да, буду, а потом меня не станет". Подаренное епископом распятие до сих пор хранится в Алма-Ате.

По преданию, простые люди совершили невозможное: тайно перевезли тело епископа в город и погребли ночью в парке, рядом с кафедральным собором. В 1996 г. это место было обнаружено. Святитель и мученик епископ Семиреченский и Верненский Пимен был причислен к лику святых. К 80-летию кончины епископа благодарные миряне поставили на месте его расстрела гранитный обелиск. Подпись под текстом на памятнике гласит: "С любовью и покаянием от православных Семиречья". А вверху под крестом надпись: "Кто бы ни был ты, прохожий, остановись и склони голову: здесь пролита кровь священномученика". 14 марта 1999 г. был заложен храм-крестильня во имя священномученика епископа Пимена. Имя его, как и архиепископа Андроника, начертано на мемориальной плите с именами архипастырей, ставших жертвами гонений в годы советской власти, в храме святого Иова в Брюсселе. В заключение приведем слова О. И. Ходаковской, об архипастырях того поколения: "Так жить, как жили они, могли только люди, которым всегда было, что называется, не до себя".

 

 



Hosted by uCoz