Примерное усердие к храму Божию.

                 (По поводу построения храма в дер. Плешакове Череповецкого уезда)

 

     Прошедший 1901 год в жизни Чуровского прихода, Череповецкого уезда, ознаменован редким событием. Разумеем окончание постройки храма в дер. Плешакове. Ныне часто слышим о создании храмов Божиих. Но устройство Плешаковского храма выходит из ряда тем, что труды по его созданию вынес с честию один старец не богатый материально, но сильный духом, верою и благочестием и необыкновенным усердием и энергией в деле.

     Храм в честь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста деревянный не большой – вместимостью  рассчитан на 300 человек; создан исключительно усердием крестьянина дер. Плешакова Василия Осиповича Шубы с помощью сына Ивана. Человек он не грамотный, всю жизнь ведал только соху и топор (по проф. плотник), никогда не думал сделать что либо особенное. Его занятием было строить один дом за другим для соседей. Ранее у него под окном была устроена часовня в память Чудеснаго Спасения Августейшей Семьи Царской 17 октября 1888 г. Но эта часовня за маловместимостью не удовлетворяла его. И вот, когда в 1896 г. в память св.Коронования Их Императорских Величеств волостным сходом постановлено было открыть в Починковской волости 12 школ грамоты, у Шубы явилась мысль бесплатно устроить под одну из таких школ помещение – часовню школу.

     Работа закипела: сам Шуба с сыном рубил лес, на своих плечах его вывозил и сам опять сложил в дом до последнего бревна. Когда здание по утвержденному плану было готово, священник указал Шубе, что в этом доме мог бы быть и храм Божий. Эта мысль сначала устрашила Шубу и показалась неосуществимой; но все-таки он с кротостию, смиренно стал просить ходатайства о разрешении обратить часовню в храм. По получении разрешения, быстро прирубили колокольню, устроили иконостас, престол и 17 июня собором священнослужителей св.храм был освящен местным о. Благочинным. Освящение храма привлекло массу молящихся, не смотря на то, что оповещение совершалось только в храмах за богослужением. По обычаю накануне отправлено было  всенощное бдение. Утром 17 июня в 5 час. утра из Чуровского храма двинулся крестный ход с местными св. иконами и св. Антиминсом, несомым местным священником во главе. Молящиеся по окончании совершенной в новом храме утрени вышли на встречу святыни с сонмом прибывших священнослужителей. Момент встречи святыни был очень трогателен, особенно, когда масса народа, встретившая святыню, в безмолвном благоговении падала ниц, поклоняясь святыне, пока совершалось каждение и произносилась ектения.

     Заслуга Шубы тем выше, что ему не только пришлось понести материальные издержки (свыше 2000 р.), но на его же старческие плечи (ему уже 74 года) выпала не малая борьба при осуществлении постройки храма. Дело в том, что храм устроен в центре раскола Спасова согласия. Известие о намерении Шубы  встревожило раскольников, и они решили в противовес храму устроить моленну. Шуба трудился один, а они целым обществом, и моленна очень скоро была готова и приступила к отправлению своих функций, между тем  до освящения храма было еще очень далеко. Грустно было старику видеть ослепление своих соседей, а особенно обидно выслушивать разного рода грубые насмешки и выходки против себя. А тут еще приключилась болезнь, настолько серьезная, что старика уже соборовали. Очень усердно он просил Бога дать ему возможность дожить до освящения храма и Господь исполнил его молитву. В настоящее время он настолько слаб, что не может участвовать за богослужением. Зато нужно видеть его слезы умиления, когда после литургии занесешь ему заздравную просфору и поздравишь с праздником. Да поистине дай Бог побольше таких людей, просто, но глубоко верующих. Богослужение совершается теперь в Плешакове через воскресенье. Народ усердно повещает храм для участия в литургии и слушания Слова Божия.

     Храм снабжен приличною ризницею, благодаря участию Пресв. Мисаила. Жаль лишь, что новый храм не имеет еще благовестника; звонят к началу богослужения в единственный пудовый колокол; но прихожане и не дожидают звона.

     Надеемся, что найдутся добрые люди и удовлетворят и эту существенную нужду; тогда храм будет будить совесть раскольников, совершающих свое богослужение в лесу в ½ в. от Плешакова.

     Искренно желаем доброму Шубе с сыном доброго здоровья за его великое усердие к храму Божьему и за правильное понимание нужд родного своего крестьянства.

 

                                                                                                         Свящ. И. Белоликов.

 

«Новгородские Епархиальные Ведомости» № 4, 1902 год.

 

 

 

 

                      Общества трезвости в Новгородской епархии

                                    Чуровское общество трезвости

 

     Чуровское Общество Трезвости открыто в 1905 году по мысли священника. Владыка Архиепископ благословил его на этот труд и поручил руководство в этом деле. Организация общества простая. В члены принимаются лица обоего пола после молебствия Препод.Серафиму – Небесному Покровителю Общества и произнесения краткого обещания полного воздержания от спиртных напитков. Новому члену выдаются отпечатанные правила в руководство в жизни. Это краткая памятка всякого трезвенника. Членских взносов нет; у образа Преподобного Серафима стоит кружка, куда трезвенники опускают свои жертвы на святое дело отрезвления народа. Ясно, что больших средств Общество иметь не может, но и то на скудные лепты ежегодно  в библиотеку Общества выписываются дешевые, но хорошие журналы:  «Трезвая жизнь, Вестник Трезвости, Трезвые всходы, Отдых Христианина». Деятельность общества сводится к распространению в народе мысли о безусловном вреде алкоголя, хотя бы и в виде одной рюмочки, к которой так легко относится русский человек, выпивая ее для здоровья, веселья. Важно внушить народу, что и в одной рюмочке – зло, отравление, яд. Число членов доходит до 30 – 40  в год. Немного…, но для руководителя паствы дорого и одну душу спасти от погибели. Улучшатся условия жизни, пойдут после наших посевов всходы, тогда число последователей абсолютной трезвости будет исчисляться не единицами и десятками. Пока еще пастырь один в борьбе с этим злом и побороть веками откормленное зло не под силу одному. И, если Господь Своею помощью поддержит и эти наши слабые усилия и, главное, объединит нас в этом святом деле, тогда и голос пастыря будет во сто крат сильнее звать и будить уснувшее самосознание общества. На противоалкогольный съезд 1909 – 1910 г. пастыри возлагают большие надежды. Когда деятели разных слоев общества, разных служебных поприщ, скажут свое веское слово, тогда пробудится самосознание духовенства и оно, видя поддержку не в своей среде только (что редко на практике), а и со стороны науки, общества и прессы с удвоенной энергией примется за насаждение идеи трезвости, а теперь, теперь приходится скромно, без шуму лишь сеять и сеять, ожидая лишь в будущем всходов…

 

 

                                                                                Руководитель Чуровского Общества,

                                                                                Свящ. Иоанн Белоликов.

 

«Новгородские Епархиальные Ведомости» № 40, 1909 год.

                  

                     Открытие Чуровской приходской богадельни.

 

     Чуровский приход в 1909 году украсился еще учреждением. 21 ноября Святительским служением Преосвященнейшаго Епископа Мисаила открыта Чуровская приходская богадельня для престарелых прихожан.

     Мысль об учреждении богадельни высказана была Преосвященным Учредителем еще в 1901 году, и только лишь в 1907 году Попечительством получены данные для составления проекта. В конце этого года по рассмотрении проекта Владыка дал свое согласие и благословение начинать дело. Весь расход по устройству дома определен в 5000 руб. и эту сумму Владыка полностью внес в Попечительскую кассу, оставив  Попечительству устройство каменных столбов под здание, устройство печей. Такое участие в расходе по устройству здания было попечительству под силу, тем более, что имеется у Попечительства свой кирпичный завод. Помимо этого Попечительство считало себя нравственно обязанным вложить по крайней мере небольшую долю участия в деле, имеющим общеприходское значение. Указом Духовной Консистории от 15 февраля 1908 г. за № 2249 Попечительству разрешено устройство дома на избранном месте. Все работы по устройству дома сданы были подрядчику из местных крестьян Мальцеву, человеку не богатому, отлично знающему свое дело и исполнившему данное дело с редкою добросовестностью и знанием дела. С марта месяца началась кипучая работа, и здание выросло в 2 – 3 месяца. В следующем 1909 г. укреплены накаты, потолки, сложены печи, заведена мебель и к 21 ноября здание было заселено и ждало лишь благословения Учредителя, чтобы стать благотворительным учреждением.

     Здание богадельни стоит на площади к востоку от храма в одной линии с зданием двухклассной школы, устроенным тоже Владыкою в 90 году, деревянное, размером 12х7 саж. с светелкой и балконом наверху. Посреди чрез все здание проходит коридор в 1 ½ саж. Высота комнат 4 арш., окна 2 арш. Делится здание на 7 комнат не одинаковой величины: 3 комнаты большие – кухня, помещение для детского приюта из 6 мальчиков, для двух стариц и общей молитвы. В последней комнате помещен образ Спасителя в киоте, сооруженный прихожанами в память открытия богадельни и посещения Чуровского Преосв. Мисаилом. Остальные комнаты одинаковой величины заняты старицами по трое в каждой. Одна комната надзирательницы вдовы Анны П.Б., родственницы Преосвященнаго. Все комнаты снабжены нужною мебелью: жел. кроватями, столами, табуретками и бельем.

     Чуровский погост 21 и 22 ноября был переполнен прихожанами и соседями, хотя особых оповещений и извещений, как это водится перед освящением храмов, не было. Не было и особых приглашений  причтов: такова воля Владыки. Во время богослужения начавшегося всенощною на 21, обе церкви – холодная и теплая  были переполнены молящимися так, что кто попал в холодный храм, не мог уже возвратиться в теплую и из теплой немыслимо было пробраться в холодную.

     Владыка Мисаил выходил на литию и полиелей. Пели два хора: Чаромский из любителей и местный под управлением псаломщика. Торжественная обстановка, обилие света, сонм служащих во главе с Епископом, еще весьма бодрым старцем, прибывшим на родину утешить сородичей общею молитвою, стройное пение, громадная масса молящихся – все вместе взятое оставляло неотразимое впечатление. Не чувствовалось ни неудобства стояния живою стеною, ни усталости продолжительного стояния, ни сравнительно низкой температуры холодного храма. Все это было ничто перед величием и красотою происходящего.

     За литургией еще теснее в храме и напряжение молящихся еще выше. Трудно было от тесноты молящимся и крестное знамение совершить.  По окончании литургии Владыка всех благословляет и это длится более часа. Торжество переносится в здание богадельни. Владыка сам кропит все здание богадельни. За трапезой в богадельне простая задушевная беседа духовенства, членов Попечительства с дорогим Гостем. Дорогие  сердцу воспоминания о былом, о годах молодости, проведенных в бедности, сына дьячка, хождение с материю со славою, отношение к этим сборам расколо-мудрствующих прихожан…

Почти без отдыха Владыка уже у всенощного. Завтра опять служение. Народа и за второй литургией не меньше. После обедни панихида в храме и лития на могиле родителей. Пример сыновнего почитания родителей. Старец Епископ земно кланяется на могиле воспитавших его родителей.

    В 6 ½ ч. Веч. Заседание Попечительства вод председательством Владыки. По приходе Владыки в богадельню, церковный староста Софрон Иванов от лица прихожан говорит несколько теплых слов благодарности за ту любовь Владыки к Чуровскому, которая выразилась в устройстве всех учреждений в Чуровском погосте: двухклассной школы, детского приюта, богадельни, Почтового Отделения, в его богатых приношениях в храм. Указывая на образ Спасителя, староста просил благословения  поместить его в богадельню, как выражение благодарности от прихожан.

     Заседание открыто. Читается Председателем Попечительства проект устава богадельни, утвержденный Епарх. Начальством 25/29 августа 1909 г., и разъясняется Владыкою.

 

                                                                                           Священник Иоанн Белоликов.

 

 

«Новгородские Епархиальные Ведомости» № 4, 1910 год.

 

 

 

                  Переполох старообрядцев в Чуровском приходе.

 

     C 20-го марта с.г. среди старообрядцев странников сильное смятение. Все пристани или, как их здесь называют, скиты опустели: насельники разбежались поголовно или развезены по новым местам. Главный Скит в нашем Чуровском приходе в д. Демсинах у И.Д.Ш. населен мужчинами – рабочими, и последние научены вводить в заблуждение, кого надо, относительно состава жильцов. Для дальних, бездомных и безродных арендована изба у крестьянина стоявшего выше всякого подозрения относительно симпатий к бегунам. Словом, никаких видимых следов пребывания в д. Демсины «останцев благочестия», как бегуны себя и своих последователей величают, не осталось. Кто мог убежал домой, не найдя «грядущаго града»; кто не в силах, укрылись в своих норах и болотах; а все ожидают лютого гонения за веру, которое поднимается против них слугами антихриста т.е. правительственной властью. И не только в Демсинах, а и других селениях бегуны попрятались. Конечно, ни о каком гонении здесь на бегунов и речи нет, ни даже слухов местных. Селецкие беседы 1910 г. показали всем, что бегуны были на беседах равноправными собеседниками, хотя под личинами «останцев благочестия» скрывались Бог знает кто и откуда. Теперь и о Пинаеве известно здесь, что он был без паспорта. В беседе наиболее опасной для них в смысле возможности законного преследования за анархизм, Пинает вел себя очень осторожно, не смотря на то, что его противник Войкин старался всячески его разжечь, чтобы потом подвести его под ответ. Следовательно, опасаться ответственности за Селецкие беседы бегуны не могли и не должны. И могли бы быть в покое, а тут оказывается на пятах гонение.

     Откуда, и за чего?...

     Оказывается, причина страха есть. Пинаеву в Перми не посчастливилось: пришло известие, что за резкие суждения о правительственной власти он арестован и предан суду. Но не это еще поселило страх в бегунах. Другое известие из Вологодского уезда, что в Зубове в А.К. разорено гнездо бегунов, арестован П.И., бывший у нас на беседах, но хранивший все время безмолвие, а его паства водворена по местам этапным порядком.  Вот это то известие  всколыхнуло и море жизни наших бегунов. Чем все это кончится, покажет будущее. Для нас, пастырей, отрадного в этом явлении мало. Конечно, бегуны не преминут и теперь вину гонения, если оно и будет, возложить на нас; к тому же и бороться с подпольными врагами гораздо труднее, чем с открытыми. Да и преследование законною властью бегунов за их беспаспортность и за отрицательное отношение к гражданской власти истолкуется в пользу гонимой веры и даст возможность для темного люда окружить бегунство ореолом мученичества за веру истинную. Да Бог, чтобы этого не случилось.

 

 

                                                                                           Священник Иоанн Белоликов.

 

 

«Новгородские Епархиальные Ведомости» № 15-16, 1911 год.

 

 

 

 

                                    Из быта старообрядцев – бегунов.

 

 

     В июне с.г. в Череповецком Окружном Суде разбиралось оч. интересное дело, долженствующее пролить некоторый свет на таинственность, которою окружают свой культ бегуны-старообрядцы.

     Дело представляется в таком виде. Три года тому назад в дер. Елесине, Чуровского прихода, Череп.у., умер от чахотки молодой богатый крестьянин-маслодел  А.М.С. Родственники его мать и братья, преданные бегунству, но еще живущие в мире, успели перед смертью убедить его креститься и крестили. По смерти, последовавшей оч. скоро после крещения, он тайно был погребен в неизвестном месте. Жена покойного православная, но принужденная отказаться от исполнения христ. обязанностей по православному, заявила о погребении, и дело передано было судебному следователю.

     На предварительном следствии родственники отрицали фат погребения и смерти. Покойный, говорили они, живой ушел «в странство», т.е. удалился из мира и переменил место жительства, как это водится у бегунов: оставляет человек свой дом, жену, детей и поселяется в соседней деревне или даже соседней избе.

     Жена по закону привязана к мужу, пока он жив. И в данном случае житья ей, как говорится, не стало; и, не имея никаких средств к жизни, она принуждена была поступить на службу к своему зятю, торговцу.

     Свидетельскими показаниями одного факт смерти и погребения С. был установлен, и следователь предъявил к обвиняемым, как меру пресечения, внести залог или отправиться на предварительное заключение. Виновные, видя, что им своего участия в погребении не скрыть, сознались и оправдывали свое запирательство принципом бегунства не открывать ничего для мира.

     Кто виновники погребения, место и обстоятельства погребения – остались не выясненными и на суде. Так бегуны оберегают свои тайны. У них существует институт гробокопателей, каковыми являются известные лица. И это дает им возможность сохранять погребение в тайне.

     К родственникам покойного С. было предъявлено обвинение в насильственном похищение трупа и его погребении. Дело в смысле ответственности не большое. Защитники нашли возможным представить подзащитных невиновными, став на точку зрения действия их в силу их убеждений. Они распространяли на виновных действие закона о свободе вероисповедания.

     К сожалению, не было поставлено вопроса, насколько на бегунов может распространяться этот закон. Закон 1905 г. распространяется на тех иноверцев, старообрядцев, кои составляя известную группу, зарегистрированы Властью.

     Бегуны же не признают никакой власти и избегают всякой регистрации (не вошли они и в перепись 1897 г., по крайней мере в Чуровском приходе), а следовательно должны быть признаны стоящими вне закона 1905 года. Судом обвиняемые оправданы.

     Мне, как местному священнику, привелось быть на суде и вынести оттуда чувство неудовлетворенности и разочарования. Несомненно, оправданные судом – столпы бегунства в Чуровском и известные в Вологодском и Пошехонском уездах используют это дело не в пользу Православия. А между тем после Селецких бесед 1910 г. бегуны чувствовали шаткость своего положения, так как когда, в течение недели, пред массою слушателей, ложь их упования была до очевидности раскрыта о. миссионером и слепцом Войкиным.

    

 

                                                                                           Священник Иоанн Белоликов.

 

 

«Новгородские Епархиальные Ведомости» № 35, 1911 год.

 

 

Хроника Епархиальной жизни

Храмовый праздник Успения Рдейской обители справляется с обычной торжественностью. Еще задолго до начала богослужения видно было необычайное стечение богомольцев; благоприятствовала тому и погода. Бдение отправлялось местными священниками и соседским о. В.С.

Чудная обстановка величественного собора, благолепного не по провинциальному, а теперь украшенного по праздничному, сонм  священников в блестящих белых одеждах, чудное пение женского хора, руководимого опытной рукой М.А., усердной, знающей свое дело регентшей и вдохновляемой еще к делу М.Иг., опытной и в церковном пении, строгий чин и порядок и при массе богомольцев, а главное, умилительный чин пред плащаницей Б.М. – все это производило свое впечатление.

При помазании елеем Священниками раздавались в благословение от обители крестики и в назидание листики, издания Троицкой и Почаевской Лавры. Всенощное отстоялось в 11 часов.

Утром две литургии. Богомольцев еще больше. За поздней священником Б. сказано поучение о заслугах монашества в истории Рдейской церкви и о значении монашества.  После Литургии совершен крестный ход кругом монастыря с обычными остановками по всем сторонам. Нужно было видеть умиление тысячной толпы богомольцев, пришедших издалека, чтобы принять участие в несении местных Святынь – Чудотворного образа Храмового и Частей Мощей Святых Угодников Новгородских. Поистине жива еще народная вера. Говорят, были богомольцы из Новгорода.

                                 

                                                                                                                       Свящ. Б.

 

 

«Новгородские Епархиальные Ведомости» № 37, 1911 год.

 

 

 

                                                         ***

     Страдания солдатиков близки детям. Они восторгаются их подвигом; они страдают вместе с ними. Их сердце зовет на помощь солдатам по примеру старших, совершающих дело помощи. Таят они это желание глубоко, глубоко.

Перед праздником Рождества Христова радуются дети: они пойдут славить Христа со звездою и сбор отдадут… на помощь солдатикам. Вот и праздник. Дождались и назначенного часа. Торжественно идут, серьезно славят Христа,  декламируют чудное стихотворение, рисующее невзгоды солдатиков в окопах. Впечатление сильное, возбуждающее жалость до слез. А дети? Они все на земле забыли в этот час славления. С сознанием исполнения  давнишнего, тайного желания приносят они 15 руб. 52 коп. для отсылки на теплую одежду солдатикам. Солдатики  милые! - хотят сказать дети. И мы знаем ваши страдания, сочувствуем вам и хотим, чтобы вы знали, что любим вас  за ваши труды, терпение. Вы страдаете там далеко, далеко; мы слышим о вас и шлем вам свой поклон и любовь за вашу любовь к родине. Мы молились за вас, молимся и за убиенных, но, думаем, этого мало. Мы очень благодарны доброму человеку, который помог нам устроить то, чего мы давно желали. Мы этого хотели, но не смели открыть никому своего желания, пока руководитель наш не угадал наше чувство и не направил его так, как и нужно было. Спасибо ему.

                                              

                                                                          Рдейской пустыни  св. Иоанн Белоликов

 

 «Новгородские Епархиальные Ведомости» № 1-2, 1915 год.                                           

 

                                                          Около войны.

 

     Глубоко возмущает общество новый способ истребления наших солдатиков немцами удушливыми газами. Куда еще направится их сатанинская изобретательность! Но пусть они изощряют духовные дарования в сторону истребления человечества. Ответ на это – возмущение всего человечества и еще большее желание вести войну до полного поражения и принижения врага.

Наш долг охранить бедных солдатиков, защитников родины от истребления и искалечения удушливыми газами…

Предохранители несложного устройства и недороги; участие в снабжении предохранителями защитников на передовых позициях нам под силу. Здесь нужно участие копейками; только бы скорее это сделать. Каждая повязка дешева по изготовлению, а может спасти наших богатырей. Скорее надо готовить и снабжать солдатиков. Мы готовы на это маленькое дело. Препровождается в комитет 12 р. 8 коп. от причта и прихожан для начала дела.

 

Св. Иоанн Белоликов

 

«Новгородские Епархиальные Ведомости» № 26, 1915  год.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz