Духовные
династии
Череповца
Много
лет назад,
будучи
маленькой
девочкой, я
очень
любила
слушать
рассказы
бабушки о ее
отце –
священнике
Иоанне
Захаровиче Белоликове.
В душу
запали
слова
прадеда, сказанные
представителям
новой
власти в далекие
30-е годы: «От
веры я не
отрекусь!».
12 ноября 1937
года он был
расстрелян…
Иван
Захарович
происходил
из двух
священнических
родов:
Белоликовых
и Орнатских,
представители
которых
более
полутора
веков служили
на
Череповецкой
земле и не
раз
пересекались
в
родственных
связях. Род
Белоликовых
берет свое
начало от
пономаря
Рождественской
Пусторадицкой
церкви
Стефана
Иванова,
отец
которого
служил в
этой же
церкви дьяконом.
Три сына
Стефана –
Иван, Семен и
Глеб
получили
фамилию
Белоликовы
в
Новгородской
духовной
семинарии. Все
они стали
священниками
Череповецкого
уезда.
Сыновья
Ивана
Стефанова
Белоликова
также стали
священниками.
Захария
Иванович после
окончания
Новгородской
духовной
семинарии в
первом
разряде
четыре года
прослужил
священником
в родном Новоёрговском
приходе, а в 1870
году был
переведен к
Васильевской
Романовской
церкви.
В январе 1876
года отец
Захария был
утвержден помощником
благочинного
по 3-му округу
Череповецкого
уезда, с 1878
года –
настоятель
Васильевского
Романовского
прихода.
Благодаря
его
стараниям, в
Васильевской-Романовской
церкви был
сооружен
придельный
храм в честь
преподобного
Кирилла
Белозерского.
Отец
Захария
избирался
депутатом
по духовно-училищным
делам,
состоял
членом
вспомоществования
нуждающимся
воспитанникам
Новгородской
духовной
семинарии и
Кирилловского
духовного
училища,
состоял в
Православном
Миссионерском
Обществе.
В 1883 году отец
Захария
избирается
и назначается
Епархиальным
начальством
исполняющим
должность
благочинного
3-го округа
Череповецкого
уезда, в этой
должности
он
прослужил
непрерывно 15
лет, снискав
среди
духовенства
уважение и
любовь.
Епархиальное
начальство
неоднократно
отмечало
служение
отца
Захария
наградами:
скуфьей,
камилавкой.
От Святого
Синода в 1894
году ко дню
Св.
Коронования
Их
Императорских
Величеств
награжден
за заслуги
по
Духовному
ведомству
наперсным
крестом. По
случаю
12-летней
деятельности
в качестве
благочинного
отец
Захария по
указу
Николая II был
удостоен ордена
святой Анны
3-й степени.
Отец
Захария
скончался в
октябре 1904
года и был
похоронен у
церкви, в
которой
прослужил более
30 лет. У
Захария
Ивановича
было девять
детей: семь
сыновей и
две дочери.
Сыновья закончили
Новгородскую
и СПб
духовные семинарии,
двое из них –
Александр и
Николай – Санкт-Петербургскую
духовную
академию, Петр
и Василий –
Киевскую
духовную
академию. Александр,
Павел, Иван и
Алексей
стали священниками,
Николай –
преподавателем
Краснохолмского
духовного
училища,
Василий – преподавателем
Киевской
духовной
академии,
профессором
богословия
(в 20-е годы
присоединился
к
обновленческому
расколу, в 1934
порвал с обновленчеством,
расстрелян
в 1937 году в
Бутово). Сын
Петр в 1903 году
принял
монашество
с именем
Пимен в
честь
Киево-Печерского
преподобного
Пимена
Многоболезненного,
миссионер, с 1916
года –
начальник
Урмийской
миссии
(Урмия –
город на
северо-западе
Персии –
Ирана),
епископ
Салмасский,
с 1917 года –
епископ
Семиреченский
и
Верненский,
викарий Туркестанский.
Расстрелян 3/16
сентября 1918
года вблизи
г. Верного
(Алма-Ата). В 2000
году
причислен к
лику святых.
Старший сын
о. Захария
Александр
служил
священником
Череповецкой
тюремной
церкви,
преподавал
Закон Божий
в
Череповецкой
учительской
семинарии и
Городском
трехклассном
училище,
постоянный
член
Череповецкого
отделения
Новгородского
епархиального
училищного
совета. Умер
в 1906 году.
Второй сын
Павел был
дьяконом
Едомской церкви,
священником
Воронинской
и Любецкой церквей
Череповецкого
уезда,
законоучительствовал
в Любецкой,
Пехтьевской,
Пертовской
и Раменской
церковно-приходских
школах и
заведовал
Вичеловской
церковно-приходской
школой. С 1902
года два
трехлетия
состоял
помощником
благочинного,
с 1909 года –
духовником
округа, с 1911
года избран
депутатом
на
Епархиальный
совет, депутат
на Съезде
духовенства
и представителей
от
церковных
старост,
который состоялся
в июне-июле 1911
года.
Мой прадед –
Белоликов
Иван
Захарович,
после
окончания
Новгородской
духовной
семинарии в 1896
году был
определен
на место
священника
к Чуровской церкви
Череповецкого
уезда.
Одновременно
состоял
законоучителем
Чуровской
двухклассной
церковно-приходской
школы и земских
школ:
Дубровской,
Медвежьевской
и Келбуйской,
заведующим
и
законоучителем
Федоровской
церковно-приходской
школы. Состоял
членом
Общества
вспомоществования
нуждающимся
воспитанникам
Новгородской
духовной
семинарии,
депутатом
по судебным
делам,
председателем
приходского
попечительства,
председатель
Чуровского
общества
трезвости, заведующий
Чуровской
библиотекой.
С 1909 года – помощник
благочинного.
12 мая 1911г. отец
Иоанн
перемещен
настоятелем
храма при
Рдейской
Успенской
женской
пустыни
Старорусского
уезда
Новгородской
губернии, о
чем
"Новгородские
епархиальные
ведомости"
писали: "16
июня [1911г.] в
Чуровском
приходском
храме
происходили
проводы
местного
батюшки о.
Иоанна Захаровича
Белоликова.
Прихожане
поднесли уважаемому
батюшке
икону
Спасителя,
причем один
из них
сказал речь,
в которой в
кратких
словах
очертил
полезную
деятельность
отца Иоанна.
Прямо с
семинарской
скамьи поступил
отец Иоанн в
приход.
Приход наш
изобилует,
так
называемыми,
староверами,
но и от них
отец Иоанн
снискал
любовь и
доверие.
Человек в высшей
степени
честный,
абсолютно
трезвый, и
других он
наставлял
этому.
Отзывчивый
и сердечный
ко всему
несчастному,
он никогда
ни в чем не
отказывал и
помогал по
своим средствам
и силам, не
смотря на то,
что сам был
обременен
большим
семейством.
По его старанию
и личной
инициативе
у нас в
церкви устроены:
сельскохозяйственное
общество, - потребителей,
почтово-телеграфное
отделение;
он принимал
деятельное
участие в
устройстве
богадельни,
где
содержатся
престарелые
старушки,
числом до 12.
При нем храм
наш украшен
новыми
иконами и
позолоченной
резьбой и
колоннами. И
теперь, по
его
старанию, прихожане
хотят
украсить
стены храма
живописью.
Служба при
нем в храме
была самая
боголепная,
и всегда
храм был
полон
народа. Отец
Иоанн
уезжает в
Рдейский
монастырь
Новгородской
губернии".
В 1937 году,
будучи уже
протоиереем,
настоятелем
Георгиевской
церкви в г.
Старая
Русса, Иван
Захарович
был арестован
и
расстрелян,
разделив
судьбу своего
младшего
брата – Алексея,
более
тридцати
лет прослужившего
в родной
Васильевской
Романовской
церкви и
расстрелянного
на полтора
месяца
раньше. Оба
брата нашли
упокоение в
Левашовской
Пустоши под
Санкт-Петербургом.
По линии
матери мой
прадед
происходит
из
известного
рода
Орнатских.
В 50-х годах 18
века
дьяконом
церкви
Иоакима и Анны
в с.
Носовском
Череповецкого
уезда служил
Макар
Алексеев. У
него были
два сына – Петр
и Никифор,
дочь –
Акилина.
Акилина
Макарова
была выдана
замуж за
дьякона Чудской
церкви
Антипа
Григорьева.
Акилина и
Антип –
родители
Андрея
Антиповича
Орнатского
– епископа
Амвросия,
автора
знаменитой «Истории
Российской
иерархии».
Петр
Макаров
служил
дьячком в
Носовской церкви,
у него было
четыре
дочери и два
сына – Иосиф
и Михаил, от
которых и
пошли две
ветви
Орнатских.
Михаил
Петров в 1810
году был
рукоположен
во священника
к Чуровской
церкви, умер
рано, оставив
шестерых
детей. Его
сын Иван
Михайлов,
мой трижды
прадед,
фамилию
Орнатский
получил в
стенах
Кирилловского
духовного
училища в
награду за
отличную
успеваемость
от епископа
Амвросия,
который приходился
ему
двоюродным
дядей.
Орнатский
Иван
Михайлович
долгие годы
прослужил
священником
в
Череповецком
уезде:
священствовал
в Ваучской,
Едомской и
Коленецкой
церквях. Его
дочь Мария Ивановна
была выдана
замуж за
моего
прадеда
Белоликова
Захария
Ивановича.
Потомками
Иосифа
Петрова
являются
знаменитые
в СПб
клирики –
протоиерей
Орнатский
Философ
Николаевич,
настоятель
Казанского
собора,
принявший
мученическую
смерть в 1918
году
(причислен к
лику святых
в 2000 году) и его
брат
Орнатский Иоанн
Николаевич,
священник
Леушинского
подворья,
затем
Иоанновского
монастыря в
Санкт-Петербурге.
О. Иоанн был
женат на
племяннице
святого
праведного
Иоанна Кронштадтского
Анне
Семеновне
Малкиной. 23
февраля 1936
года о. Иоанн
был
арестован
НКВД Ленинградской
области и
приговорен
к 5 годам лишения
свободы с
дальнейшим
поражением
в правах на 3
года. Через
год о. Иоанн
скончался в лагере.
Два
священнических
рода череповецкой
земли – они не
только
переплелись
родственными
связями, их
объединяет
общая
судьба – целое
поколение
наших
прадедов
погибло за
православную
веру. Но жива
память и
звучат в
моей душе
слова: «От
веры я не
отрекусь!»
Орищенко
И.А.
г. Севастополь
(Опубликовано
в
православной
газете для
детей и их
родителей «Колокольчик»
№ 7(40), декабрь 2009,
г.Череповец)
На
главную
страницу
сайта
|