БЕЛОЛИКОВЫ (Ленинградский
мартиролог,
том 7) Белоликов
Иван
Захарович,
мой
прадедушка, родился
21
октября 1873
года в селе
Васильевском
Череповецкого
уезда
Новгородской
губернии в
семье
сельского
священника.
Окончил
Кирилловское
духовное
училище,
Новгородскую
духовную
семинарию
по первому
разряду и в
течение
двух лет
состоял
учителем
церковно-приходской
школы. В 1896
году он
женился на
Соколовой
Наталии
Петровне –
дочери
священника
Николаевской-Сухачской
церкви
Белозерского
уезда и в том
же году стал
священником
Чуровской
церкви
Череповецкого
уезда. Он был
очень
активным и
деятельным
человеком –
кроме
служебных
обязанностей
и преподавания
закона
Божьего в
земских и
церковно-приходских
школах, Иван
Захарович
принимал
активное
участие в общественной
жизни села.
Он состоял
председателем
приходского
попечительства,
Чуровского
общества
трезвости,
Сельскохозяйственного
общества,
Общества
потребителей,
председателем
правления
Чуровского
вольного
пожарного
общества,
заведующим
Чуровской
библиотекой,
был избран
депутатом
по судебным
делам. Иван
Захарович
принимал
участие в
переписи
населения 1897
года, за что
был
награжден бронзовой
медалью. В
1911 году Ивана
Захаровича
перевели в
Успенский
собор
Рдейской
женской
пустыни
Старорусского
уезда. Во время
проводов о.
Иоанна
прихожане
очень тепло
отзывались
о нем:
«Человек в
высшей степени
честный,
абсолютно
трезвый, и
других он наставлял
этому.
Отзывчивый
и сердечный
ко всему
несчастному,
он никогда
ни в чём не отказывал
и помогал по
своим
средствам и силам,
несмотря на
то, что сам
был
обременён
большим
семейством.
По его
старанию и
личной
инициативе
у нас в
церкви
устроены:
сельскохозяйственное
общество
потребителей,
почтово-телеграфное
отделение;
он принимал
деятельное
участие в
устройстве
богадельни,
где
содержатся
престарелые
старушки,
числом до 12.
При нём храм
наш украшен
новыми иконами
и
позолоченной
резьбой и
колоннами. И теперь,
по его
старанию,
прихожане
хотят украсить
стены храма
живописью.
Служба при нём
в храме была
самая
боголепная,
и всегда
храм был
полон
народа»
(Новгородские
Епархиальные
ведомости, № 28,
1911 год). Рдейский
монастырь
расположился
среди болот
на берегу
Рдейского
озера. Дочь
Ивана Захаровича
– Елена, моя
бабушка,
вспоминала
о жизни в
Рдейском
монастыре
как о самом счастливом
времени в
своей жизни.
У Ивана
Захаровича и
Наталии
Петровны
было восемь
детей. Старшие
дочери
окончили
Холмскую
женскую гимназию,
старший сын
–
Новгородскую
духовную
семинарию. Но
наступил
страшный 1917
год,
перевернувший
и
искалечивший
жизнь
большой семьи
Белоликовых.
3/16
сентября 1918
года в
городе
Верном был
расстрелян
родной брат
Ивана
Захаровича
епископ
Пимен
(Белоликов
Пётр
Захарович). В
этом же году
расстрелян
двоюродный
брат Орнатский
Философ
Николаевич
с сыновьями
Николаем и
Борисом. В
1920 году
умирает
Наталия
Петровна и
на руках отца
остаются
дети,
младшему из
которых
было всего
пять лет.
Обязанности
по уходу за
детьми
легли на
плечи
старшей
дочери
Марии. Младшие
как могли
помогали –
работали в
огороде,
собирали
ягоды и
грибы на
другом
берегу
озера,
мальчики
ловили рыбу
в Рдейском
озере. Сыну
Василию в 1920
году было 20
лет, Марии 19
лет, Елене 17 –
они были
старшими. Сейчас
трудно
сказать,
когда Иван
Захарович
принял
решение о
том, что дети
должны написать
отказ от
него –
трудное,
мучительное,
но
спасительное
для его
детей
решение. Возможно,
это было
после
смерти жены
в 1920 году, возможно,
чуть позже. Иван
Захарович
отправил
детей в
Ленинград –
подальше от
себя, от той
смертельной
опасности,
которую он
нёс для них. И
они написали
отказ… Я
очень много
об этом
думала и
по-молодости
даже
осуждала
детей Ивана
Захаровича.
Но разве я
могу судить?!
Разве дано
мне это
право?! Бабушка
Лена об этом
рассказывала
так: «Иван
Захарович
сказал, что
мы должны
написать отказ
и мы
написали».
Это моя боль!
Это
непонимание!
И это
преклонение
перед величайшей
отцовской
любовью. Могли
ли они, дети,
воспитанные
в православной
семье,
относящиеся
с
глубочайшим
уважением к
отцу,
ослушаться
его? Бабушка
никогда не
скрывала
этот факт. Да
и отказ ли
это был? –
формальный,
на бумаге. Бабушка
рассказывала,
что она и
сестры Мария
и Лидия
тайно
навещали
отца в
Старой Руссе,
где в то
время
служил Иван
Захарович.
Это было
очень
опасно, и она,
тогда ещё
совсем молодая
женщина,
одевалась
как
старушка-богомолка
во всё
чёрное, повязывала
на голову
чёрный
платок,
стараясь как
можно
больше
закрыть
лицо,
горбилась и шла
к отцу. Моя
мама,
Людмила,
вспоминает,
что в 1936 году
бабушка
отвезла её к
своему
брату Василию
в Ленинград,
а сама
куда-то
уехала. Маме
было шесть
лет, но эта
поездка к
дяде Васе
почему-то
отложилась
в её памяти.
Возможно,
это была
последняя
встреча бабушки
с отцом. Бабушка
рассказывала,
что в
последнюю
встречу
Иван
Захарович
рассказал
ей, что его посетили
представители
новой
власти и предложили
ему
отречься от
веры, на что
он ответил:
«От веры я не
отрекусь!» В
следующий
свой приезд
бабушка уже
не застала
отца, а
спрашивать
о нём она
боялась. Жизнь
в
Ленинграде
в голодные 20-е
годы была очень
тяжела.
Елена
училась в
Первом
Медицинском
институте, и
все тяготы
содержания
детей
лежали на
Марии,
которая
была домработницей
в какой-то
богатой
семье. Голод,
голод, голод
– главное
воспоминание
детей о том
периоде их
жизни. Внучка
Ивана
Захаровича,
Мира
Васильевна Глазунова,
вспоминала,
как в начале
30-х годов тётя
Маруся (Мария,
дочь Ивана
Захаровича),
которая в те
годы жила у
старшего
брата
Василия и
нянчила племянницу
Миру,
привела
домой Ивана
Захаровича,
он, видно,
приезжал в
Ленинград.
Мира сидела
на руках у
дедушки и
играла с его
мягкой и
пушистой
бородой. Это
тоже был тайный
визит, о
котором,
возможно, не
знали и родители
Миры, т. к. по
её
воспоминаниям
их не было
дома. Тайные
встречи,
постоянная
опасность –
какое
страшное
время! Какая
трагедия
семьи! После
окончания
института
Елена
уехала сельским
врачом в
Псковскую
область,
другие дети
остались в
Ленинграде. А
в родном
Васильевском
в это время
разыгрывалась
трагедия
семьи
младшего
брата – Белоликова
Алексей
Захаровича. Алексей
Захарович
родился в 1883
году, окончил
Новгородскую
духовную
семинарию и
около двух
лет служил священником
Ирмовской
церкви
Череповецкого
уезда. В 1907
году был
переведен в
Васильевскую-Романовскую
церковь, где
более тридцати
лет
прослужил
его отец. Алексей
Захарович
был женат на
Вере Алексеевне
Нелазской –
дочери
священника
Ильинско-Шухтовской
церкви. В
семье было
шесть
дочерей.
Тяжелые времена
для семьи
наступили
после
революции –
отобрали
землю, скот,
семья была
обложена индивидуальным
непомерным
налогом. Но
отец
Алексий
продолжал
проводить
службы, исполнял
требы. Не
давали
покоя
местные
борцы с
религией –
выбивали
окна, писали
доносы. В 1931 году
Алексей
Захарович
был осужден
за саботаж
государственных
заданий на
три года условно,
а в 1937 году его
увели из
дома
навсегда… «Осталась
Вера с
шестью
дочерьми в
самом бедственном
положении,
без копейки
денег, почти
без крова,
т. к. была
выселена из
своего дома
в амбар. Горе
своё и
великую нужду
перенесла
Вера
безропотно,
как и все тяготы
жизни до
этого, так и
после.
Трудно сказать,
чем бы
закончилось
бедственное
положение
Веры
Алексеевны
и её семьи, если
бы сестра
Анна
Алексеевна
не приютила
её: с марта 1939
года до 1942 года
они жили у
Анны Алексеевны
на полном её
иждивении» –
писал в своих
воспоминаниях
брат Веры
Алексеевны
Александр
Алексеевич
Нелазский
(архив Надежды
Николаевны
Хлебовой,
внучки Алексея
Захаровича
Белоликова). Страшно
читать
страницы из
дела
Алексея Захаровича:
характеристика
председателя
сельсовета,
донос 1935 года,
показание
односельчанина
– они не
оставляли
надежды.
Бывшие
прихожане
предавали
своего
пастыря… «Вопрос: Характеризуйте
следствию,
что из себя
представляет
Белоликов
Алексей
Захарович? Ответ:
Враждебно
настроен
против
советской
власти. Во
время
революции 1917
года активно
вел
контрреволюционную
агитацию
среди населении.
В 1918 году
совместно с
кулачеством:
Телятниковым
Д., Смирновым
Ф., Комаровым
Н., Игнатьевым
С. вел
агитацию за
участие в
Пришекснинском
восстании, в
последние
годы церковь
во главе с
попом
Белоликовым
была центром
группировки
кулачества
и
антисоветского
элемента
окружающих
деревень,
которые вели
активную
борьбу
против всех
проводимых
мероприятий. Вопрос: Что
вам
известно о
контрреволюционной
деятельности
Белоликова
Алексея Захаровича? Ответ: Мне
известно,
что
Белоликов
Алексей Захарович
на всём
протяжении
существования
советской
власти
активно вёл
контрреволюционную
агитацию,
направленную
на срыв
мероприятий
советской
власти и на
разложение
колхозов. Вопрос:
Расскажите,
что вам
известно о
связях
Белоликова
Алексей
Захаровича? Ответ: (перечисление
имен)». Алексей
Захарович
Белоликов
был расстрелян
в
Ленинграде
на полтора
месяца
раньше брата
Ивана
Захаровича. Судьба
Ивана
Захаровича
была
неизвестна до
1989 года, когда
в
ленинградской
газете был напечатан
список
расстрелянных
в 1937-м. К
этому
времени не
осталось в
живых
никого из
его детей. Но
разве может
умереть
Память? Дети
Ивана
Захаровича
передали
свою любовь
к нему нам,
его внукам и
правнукам. И
те
маленькие
рассказики
бабушки
Лены об отце
и их
счастливой
жизни в
Рдейском
монастыре,
рассказанные
мне в моём
детстве – конце
шестидесятых,
начале семидесятых,
глубоко
запали в моё
сердце. Я всегда
чувствовала
близость с
этим человеком,
с человеком,
которого я
никогда не
знала, но
которого
всегда
любила. Наш
скорбный
список 3 (16)
сентября 1918
года
расстрелян
в городе
Верном брат
Ивана
Захаровича
епископ
Пимен
(Белоликов
Пётр
Захарович). В
августе 1918
года в
Петрограде
расстрелян
двоюродный
брат
Философ
Николаевич
Орнатский с
сыновьями
Николаем и
Борисом. 28
сентября 1937
года в
Ленинграде
расстрелян
брат
Алексей
Захарович
Белоликов. 9
октября 1937
года в
Ленинграде
расстрелян
двоюродный брат
Павел
Андреевич
Мирославский. 30
октября 1937
года в
Ленинграде
расстрелян
племянник
Владимир
Павлович
Диаконов. 12
ноября 1937 года
в
Ленинграде
расстрелян
Иван
Захарович
Белоликов. 25
ноября 1937 года
на Бутовском
полигоне
под Москвой
расстрелян
младший
брат
Василий
Захарович
Белоликов. Родные
и
двоюродные
братья,
племянники
– всего 17
человек. Ирина
Абдуллаевна
Орищенко, г.
Севастополь Алексей
Захарович
Белоликов
помянут в 1-м
томе «Ленинградского
мартиролога».
См. также
комментарий
«Дело
«Контрреволюционной
повстанческой
организации
церковников»
Кирилло-Белозерского
края» в 5-м томе
«Ленинградского
мартиролога»
(с. 580–586). Павел
Андреевич
Мирославский
и Владимир
Павлович
Диаконов помянуты
во 2-м томе
«Ленинградского
мартиролога». Иван
Захарович
Белоликов
помянут в 3-м
томе «Ленинградского
мартиролога».
Василий
Захарович
Белоликов
помянут во 2-м томе
Книги
памяти
«Бутовский
полигон». Епископ
Пимен
(Белоликов
Пётр
Захарович) и
Философ Николаевич
Орнатский с
сыновьями
будут помянуты
в 15-м томе
«Ленинградского
мартиролога».
– Ред.
|