Белоликов Василий Захарович

 

     Василий Захарович Белоликов родился  30 января  1887 года в селе Васильевском Череповецкого уезда.  Окончил Кирилловское духовное училище, а в 1907 году – Новгородскую Духовную Семинарию по первому разряду. В тот же год поступил в Киевскую Духовную Академию, которую окончил в 1911 году со званием кандидата богословия* за сочинение «Деятельность Блаженного Августина против раскола донатистов».  Был оставлен сверхштатным профессорским стипендиатом на 1911-1912 годы. Магистерскую степень получил за сочинение «Инок Никодим Стародубский. Его жизнь и литературная деятельность». Книга с тем же названием была издана в Киеве в 1915 году**. С 1914 года был доцентом на кафедре истории и обличения русского раскола в Киевской Духовной Академии. В Киеве вышли его работы: «К вопросу об единоверии», «Историко-критический обзор существующих мнений о происхождении, сущности и значении русского раскола», «Яков Стефанович Беляев. Старообрядческий писатель второй половины 18 века». Одна за другой появились его статьи в академическом журнале. Труды В.З.Белоликова вошли в библиографию русской богословской литературы.

Занимался педагогической  и научно-богословской деятельностью до самого закрытия Академии в послереволюционные годы.

      Впервые был арестован в 1917 году в Киеве при Петлюре. Провел в тюрьме два месяца после чего был отпущен.

     Свою преподавательскую деятельность В.З.Белоликов возобновил в 1924 году в Московской богословской академии, разрешение на открытие которой было получено раскольниками-обновленцами. Профессор Белоликов присоединился к обновленческому расколу и стал его активным участником, членом обновленческого Синода от мирян. В статье  «Мученики братья Белоликовы» (вологодская газета «Речь», 1994 год, № 220-221) священник Николай Балашов пишет: «Как же оказался в стане раскольников человек, воспитанный в семье со столь крепкими церковными традициями,  да еще и посвятивший до этого свою деятельность изучению и обличения раскола? А ведь профессор Белоликов, не ограничиваясь своими лекциями по истории Русской Церкви, принимал в те годы активное участие в обновленческих соборах и совещаниях, был хранителем и редактором произведений знаменитого митрополита Введенского. Не стоит, однако, забывать, что обновленческое движение  состояло вовсе не из одних только конъюнктурщиков, вступивших в союз с коммунистами по

борьбе с гонимой «Тихоновской» Церковью; среди «живоцерковников» было немало людей искренних и болеющих за Церковь, страдавших  от недостатков церковной жизни в дореволюционной России и надеявшихся найти пути ее улучшения».

В 1925 году Василий Захарович Белоликов был арестован и осужден на 6 месяцев по статье 72 за контрреволюционные разговоры. В течение трех месяцев он находился в ОГПУ, остальные три месяца работал на заводе Главхлопком в Ташкенте, после чего возвратился в Москву на прежнюю работу в Синод. В 1934г. Василий Захарович Белоликов резко порвал с обновленческим движением. 1 марта 1934г. он был уволен со службы при обновленческом Священном Синоде.

 

 

  

   Слева направо:

   Настоятель Казанского Собора в СПб

   Орнатский Философ Николаевич;

   Профессор богословия Киевской Духовной

   Академии Белоликов Василий Захарович;

   Епископ Салмасский Пимен

   (Белоликов Петр Захарович).

 

Был освобожден от назначения его в обновленческое Казахстанское МЦУ. Обновленческий митрополит Виталий объявил об исключении Василия Белоликова из членов "Живой Церкви" в циркуляре, разосланном управлением обновленческой церкви в 1934г.: "Священный Синод Православных Церквей в СССР сим поставляет Вас в известность, к сведению и руководству, что Василий Захарович Белоликов, уволенный со службы при Священном Синоде постановлением Священного Синода от 1 марта 1934г. определением Священного синода от 4 июля с.г. освобожден и от данного ему назначения в Казахстанское МЦУ и поэтому должен считаться с 4-го сего июля никакого отношения к Православной Обновленческой Церкви не имеющим. Председатель Священного Синода митрополит Виталий"

      Последовавший 5  апреля 1935 года арест и осуждение на три года были, видимо, следствием этого поступка. На момент ареста Василий Захарович  работал управляющим делами и секретарем директора Ногинской граммофонной фабрики, проживал по адресу: Московская область, ст. Лосиноостровская, Троицкое шоссе, д.37, кв.2.

     Наказание отбывал в Карлаге НКВД СССР (Карагандинская область). Освобожден 31 января 1937 года из ИТЛ пос.Карабас Карагандинской области.

      Четвертый раз он был арестован 29 сентября 1937 года. На момент ареста проживал по адресу: г. Александров, ул. Первомайская, д.51.

Из обвинительного заключения: «… возглавлял контрреволюционную церковную группировку. Возвратившись из ссылки возобновил свою контрреволюционную деятельность, группировал вокруг себя реакционную часть церковников, ставил перед собой задачу блокирования обновленческой церкви с Тихоновской преследуя цель объединения реакционных сил двух церковных течений для активной борьбы с советской властью».

      Решением Тройки при УНКВД СССР по Московской области от 17.11.1937 года Белоликов Василий Захарович обвинялся по ст. 58 п. 10 УК РСФСР и был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 25 ноября 1937 года. Место захоронения – Московская область, Бутовский полигон.

     Постановлением Президиума Московского городского суда от 22 ноября 1956 года  дело в отношении Белоликова В.З. производством прекращено за недоказанностью состава преступления.

     Определением Верховного Суда РСФСР от 16 октября 1991 года Белоликов Василий Захарович  реабилитирован по делу 1935 года.

 

     Василий Захарович Белоликов был женат на Белоликовой  Елизавете Николаевне. На момент его последнего ареста она проживала в городе Кирове Одесской области.

   

* Копия диплома студента В.З.Белоликова:

 «Диплом (копия). Студент Киевской духовной академии, сын священника Новгородской губернии Василий Захарьевич Белоликов, родившийся 30 января 1887 года, поступив в число студентов академии в августе 1907 года, окончил в ней полный, положенный по Уставу, курс наук в июне 1911 года и при поведении отличном (5) оказал следующие успехи:

по общеобразовательным предметам:

по введению в круг богословских наук - оч.хорошие (4),

Священному    Писанию    Ветхого    и    Нового    Завета,     библейской    истории,

догматическому богословию,  нравственному богословию,  гомилетик и истории

проповедничества, педагогике, пастырскому богословию с аскетикой, церковному

праву,   общей   церковной  истории,   истории  и  разбору  западных  исповеданий,

истории  русской  церкви,  истории  и  обличению русского  раскола,  патристике,

церковной археологии, литургике  - отличные (5);

психологии,   логике   и   метафизике,   истории   философии,   еврейскому  языку   -

оч.хорошие (4);

по предметам одной из двух параллельных групп:

по    истории    словесности,    истории    иностранных    литератур,    русскому    и

церковнославянскому языку, истории русской литературы, библейской археологии

— отличные (5);

по одному из древних языков:

латинскому и его словесности — отличные (5);

по одному из новых языков:

французскому- отличные (5), немецкому - оч.хорошие (4).

За таковые успехи и за особое сочинение, написанное на IV курсе и признанное удовлетворительным для академической степени, Василий Белоликов Советом Киевской духовной академии удостоен 11 июня 1911 года ученой степени КАНДИДАТА богословия и Высокопреосвященным митрополитом киевским 8 июля 1911 года утвержден в сей степени, с причислением к первому розряду и с правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний.

И.д.ректора Академии /пoдпись/

И.д.инспектора Академии /пoдпись/

Член совета   /пoдпись/

     Поименнованный в сем документе воспитанник с начала 1907-1908 и до конца 1910-1911 учебного года состоял в академии на казенном содержании, за которое он обязан прослужить в духовном ведомстве шесть лет.

     И.д.ректора Академии профессор Завиткевич

     Секретарь совета  /пoдпись/».

 

 

** Белоликов В. З. Инок Никодим Стародубский. Его жизнь и литературная деятельность. Киев, 1915 год.
Василий Захарьевич Белоликов – историк церкви, профессор Киевской духовной академии. Занимался различными проблемами раскола и старообрядчества, а также историей церкви XVIII в. Ему принадлежит монографии о старообрядцах-иноках поповского согласия Герасиме Картамышеве и Никодим Стародубский. В настоящей книге исследователь изучает фрагменты истории раскола времен Екатерины II. В это время в связи со смягчением политики государства в отношении старообрядцев, их экономическое и социальное положение улучшилось, старообрядцы выросли численно, среди них появляются крупные предприниматели, сосредоточившие в своих руках промышленность и торговлю. Сложнее обстояло дело с культовой жизнью в расколе, происходило дальнейшее дробление различных течений старообрядчества на толки и согласия. В. С. Белоликов изучает историю разделения беглопоповского согласия, в результате которого появилось единоверие. Коренной проблемой для старообрядцев-поповцев было получение законного архиерея, который бы мог рукополагать священников. В эпоху Екатерины II

важную роль в этом вопросе сыграл Стародубский инок Никодим (1745-1784). Ему принадлежала одна из самых видных ролей в поисках законного священства. Он был противником нововведений московских старообрядцев в приеме беглых попов и энергичнее всех вел с этим борьбу, как в своих сочинениях, так и в устной полемике на соборах. Инок Никодим первым приходит к мысли заимствования законного священства только от русской церкви и о соединении с нею через это заимствование. Таким образом, именно Никодим стоял у истоков единоверия. Как и полагается неординарной личности, он имел сложную и неоднозначную судьбу. Никодим неоднократно менял свою конфессиональную принадлежность, перейдя из православия в старообрядчество и внутри него сменив несколько согласий. Он тяжело уживался со своими оппонентами и до конца отстаивал свою точку зрения, к каким бы серьезным конфликтам это ни вело. Через всестороннее изучение противоречивой натуры своего героя, его взглядов, отразившихся в литературном творчестве, и действий, В. З. Белоликов раскрывает с новых ракурсов историю появления единоверия. Исследование опирается на обширный круг новых, не введенных до тех пор в научный оборот, источников, в основе которого лежит внутристарообрядческая полемика по вопросам священства и сближения с никонианской церковью. Основное место уделено изучению психологического и духовного состояния инока Никодима, противоречивую личность которого сложно понять с первого раза. Поиск истины для него являлся первостепенной необходимостью, именно это приводило, по мнению автора, к переменам в настроениях, взглядах и к острым душевным переживаниям.

 

 

Автограф В.З.Белоликова на титульном листе: «Глубокоуважаемому о. Архимандриту Гавриилу на добрую память о добрых отношениях. Проф. Белолик<ов>. 24.II.1927».

 

                            На главную страницу сайта

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

При использовании материала ссылка на сайт обязательна!

Hosted by uCoz