Капчинский приход и его священники*


На правом берегу реки Колпь, западнее деревни Капчино располагался Успенский Сухачский погост. Он был более известен под названием Пятницкий, которое получил по церкви Параскевы Пятницы. Время основания церкви неизвестно, но в «Новгородском сборнике» 1865 года под редакцией Н. Богословского есть упоминание об антиминсе на холщевом лоскутке с частичками святых мощей, на котором написано, что он выдан в церковь при Алексее Михайловиче. Это дает основания предполагать о существовании Параскевинской церкви уже во второй половине XVII века.
В 1841 году была построена новая каменная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы, а после того, как Параскевинская деревянная церковь сгорела, Успенская церковь долгие годы была единственной.

Карта прихода середины 19 века

К Успенскому Сухачскому приходу относились три деревни, расположенные по правому берегу реки Колпь: Капчино, Уйта, Нижние. И три деревни – Андроново (Ворон), Григорово и Сидорово, - находящиеся южнее погоста, «во мху, из которых и выезд сухим путём только в Череповецкий уезд» («Новгородский сборник» Н.Богословского 1865 год)
Священниками в этой церкви служили: Василий Семенович Разумовский (60-е годы XIX века), Петр Смирнов (1878-1888), Михаил Саввич Каратыгин (1888-1916), Иаонн Пятницкий (с 1916 года). Псаломщиками в разные годы были: Николай Светлов, Александр Афиногенович Остряков, Павел Гришин, Василий Пятницкий.
Мне хочется рассказать о Михаиле Саввиче Каратыгине, который прослужил в этой церкви 28 лет и заслужил любовь и уважение среди прихожан и духовенства соседних приходов.
Михаил Саввич родился приблизительно в 1856 году в семье дьячка Бизяевской церкви Белозерского уезда Коротыгина Саввы Никифоровича. Из Белозерского духовного училища, так же как и его братья Евграф, Евгений и Павел, вышел с фамилией Каратыгин. В 1880 году окончил Новгородскую духовную семинарию и восемь лет состоял сельским учителем. 11 июля 1888 года был рукоположен в священники к Успенской Сухачской церкви, состоял учителем трех школ и законоучителем Боровского земского училища.
«При поступлении его в Успенский приход, - говорится в некрологе на его смерть, опубликованном в «Новгородских епархиальных ведомостях» (№ 27, 1916 г.), - был один каменный, маловместительный храм в честь Успения Божией Матери. Его энергичным стремлением и житейской мудростью не только ремонтировался и благоукрашался каменный храм, но воздвигнут новый, деревянный обширный и благолепный храм в честь Святой Мученицы Параскевы».
За усердие при строительстве нового храма в 1906 году о. Михаилу и крестьянам деревни Уйта Михаилу Муркину и Петру Николаеву, а также деревни Нижних Михаилу Герасимову и Василию Мазину преподается архипастырское Его Высокопреосвященства благословение.
С 1895 года о. Михаил исполнял должность помощника благочинного 4-го округа, а в 1898 году был утвержден в этой должности. Имел награды: набедренник (1896), камилавку (1914).
Михаил Саввич был женат на дочери умершего священника Николаевской Сухачской церкви Михаила Кантатова Марии Михайловне. В семье было два сына и три дочери. Один из сыновей – Василий, умер в возрасте двух лет, а второй, названный тоже Василием, стал профессором, доктором медицинский наук, основателем уральской школы гастроэнтерологии. Во время Великой Отечественной войны Василий Михайлович был главным терапевтом управления эвакогоспиталей и главным терапевтом Свердловского областного здравотдела. Он стал организатором и первым заведующим (1935-1958) кафедры госпитальной терапии (сейчас кафедра внутренних болезней №1 Уральской государственной медицинской академии).

1914 год, р. Колпь. Сидят слева направо: Соколов Николай Петрович,

Каратыгина Елизавета Михайловна, Каратыгин Василий Михайлович.


Дочь Михаила Саввича Елизавета с 1906 года была заведующей Воронской библиотекой, а Ольга стала женой священника Иоанна Пятницкого, сменившего о. Михаила в 1916 году. Судьбу младшей дочери Зинаиды проследить не удалось.
Михаил Саввич умер 19 мая 1916 года после продолжительной болезни. Проститься с любимым батюшкой собрались многочисленные прихожане, в заупокойной службе принимали участие пять священников.
О. Михаил был похоронен возле нового, построенного им храма Параскевы Пятницы.
Церковь закрыли 15 апреля 1935 года постановлением Кадуйского РИК, а в здании разместили кузнечные мастерские по ремонту сельхозмашин и орудий.

Ленинградский областной исполнительный комитет своим постановлением 1 августа 1935 года оставил постановление Кадуйского РИК о ликвидации церкви в силе.
Постепенно зарастает лесом Успенский Сухачский погост, на месте церквей – завал деревьев. Но очень хочется верить, что когда-нибудь возродятся и эти сельские церкви, уничтоженные в 30-е годы простым росчерком пера…

                                                                                                   
Ирина Орищенко, г. Севастополь


Опубликовано в Кадуйской районной газете  "Наше время" 19 декабря 2009 года, № 147 (10855).

 

* Название дано в редакции. Приход официально назывался Успенский Сухачский, в народе – Пятницкий.

 

 

 

 

На главную страницу сайта

                         

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz