Духовные династии Череповца

 

     Много лет назад, будучи маленькой девочкой, я очень любила слушать рассказы бабушки о ее отце – священнике Иоанне Захаровиче Белоликове. В душу запали слова прадеда, сказанные представителям новой власти в далекие 30-е годы: «От веры я не отрекусь!».
12 ноября 1937 года он был расстрелян…
     Иван Захарович происходил из двух священнических родов: Белоликовых и Орнатских, представители которых более полутора веков служили на Череповецкой земле и не раз пересекались в родственных связях. Род Белоликовых берет свое начало от пономаря Рождественской Пусторадицкой церкви Стефана Иванова, отец которого служил в этой же церкви дьяконом. Три сына Стефана – Иван, Семен и Глеб получили фамилию Белоликовы в Новгородской духовной семинарии. Все они стали священниками Череповецкого уезда.
Сыновья Ивана Стефанова Белоликова также стали священниками. Захария Иванович после окончания Новгородской духовной семинарии в первом разряде четыре года прослужил священником в родном Новоёрговском приходе, а в 1870 году был переведен к Васильевской Романовской церкви.
В январе 1876 года отец Захария был утвержден помощником благочинного по 3-му округу Череповецкого уезда, с 1878 года – настоятель Васильевского Романовского прихода. Благодаря его стараниям, в Васильевской-Романовской церкви был сооружен придельный храм в честь преподобного Кирилла Белозерского.
Отец Захария избирался депутатом по духовно-училищным делам, состоял членом вспомоществования нуждающимся воспитанникам Новгородской духовной семинарии и Кирилловского духовного училища, состоял в Православном Миссионерском Обществе.
В 1883 году отец Захария избирается и назначается Епархиальным начальством исполняющим должность благочинного 3-го округа Череповецкого уезда, в этой должности он прослужил непрерывно 15 лет, снискав среди духовенства уважение и любовь. Епархиальное начальство неоднократно отмечало служение отца Захария наградами: скуфьей, камилавкой. От Святого Синода в 1894 году ко дню Св. Коронования Их Императорских Величеств награжден за заслуги по Духовному ведомству наперсным крестом. По случаю 12-летней деятельности в качестве благочинного отец Захария по указу Николая II был удостоен ордена святой Анны 3-й степени.
Отец Захария скончался в октябре 1904 года и был похоронен у церкви, в которой прослужил более 30 лет. У Захария Ивановича было девять детей: семь сыновей и две дочери. Сыновья закончили Новгородскую и СПб духовные семинарии, двое из них – Александр и Николай – Санкт-Петербургскую духовную академию, Петр и Василий – Киевскую духовную академию. Александр, Павел, Иван и Алексей стали священниками, Николай – преподавателем Краснохолмского духовного училища, Василий – преподавателем Киевской духовной академии, профессором богословия (в 20-е годы присоединился к обновленческому расколу, в 1934 порвал с обновленчеством, расстрелян в 1937 году в Бутово). Сын Петр в 1903 году принял монашество с именем Пимен в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного, миссионер, с 1916 года – начальник Урмийской миссии (Урмия – город на северо-западе Персии – Ирана), епископ Салмасский, с 1917 года – епископ Семиреченский и Верненский, викарий Туркестанский. Расстрелян 3/16 сентября 1918 года вблизи г. Верного (Алма-Ата). В 2000 году причислен к лику святых. Старший сын о. Захария Александр служил священником Череповецкой тюремной церкви, преподавал Закон Божий в Череповецкой учительской семинарии и Городском трехклассном училище, постоянный член Череповецкого отделения Новгородского епархиального училищного совета. Умер в 1906 году.
Второй сын Павел был дьяконом Едомской церкви, священником Воронинской и Любецкой церквей Череповецкого уезда, законоучительствовал в Любецкой, Пехтьевской, Пертовской и Раменской церковно-приходских школах и заведовал Вичеловской церковно-приходской школой. С 1902 года два трехлетия состоял помощником благочинного, с 1909 года – духовником округа, с 1911 года избран депутатом на Епархиальный совет, депутат на Съезде духовенства и представителей от церковных старост, который состоялся в июне-июле 1911 года.
Мой прадед – Белоликов Иван Захарович, после окончания Новгородской духовной семинарии в 1896 году был определен на место священника к Чуровской церкви Череповецкого уезда. Одновременно состоял законоучителем Чуровской двухклассной церковно-приходской школы и земских школ: Дубровской, Медвежьевской и Келбуйской, заведующим и законоучителем Федоровской церковно-приходской школы. Состоял членом Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Новгородской духовной семинарии, депутатом по судебным делам, председателем приходского попечительства, председатель Чуровского общества трезвости, заведующий Чуровской библиотекой.
С 1909 года –
 помощник благочинного.
12 мая 1911г. отец Иоанн перемещен настоятелем храма при Рдейской Успенской женской пустыни Старорусского уезда Новгородской губернии, о чем "Новгородские епархиальные ведомости" писали: "16 июня [1911г.] в Чуровском приходском храме происходили проводы местного батюшки о. Иоанна Захаровича Белоликова. Прихожане поднесли уважаемому батюшке икону Спасителя, причем один из них сказал речь, в которой в кратких словах очертил полезную деятельность отца Иоанна. Прямо с семинарской скамьи поступил отец Иоанн в приход. Приход наш изобилует, так называемыми, староверами, но и от них отец Иоанн снискал любовь и доверие. Человек в высшей степени честный, абсолютно трезвый, и других он наставлял этому. Отзывчивый и сердечный ко всему несчастному, он никогда ни в чем не отказывал и помогал по своим средствам и силам, не смотря на то, что сам был обременен большим семейством. По его старанию и личной инициативе у нас в церкви устроены: сельскохозяйственное общество, - потребителей, почтово-телеграфное отделение; он принимал деятельное участие в устройстве богадельни, где содержатся престарелые старушки, числом до 12. При нем храм наш украшен новыми иконами и позолоченной резьбой и колоннами. И теперь, по его старанию, прихожане хотят украсить стены храма живописью. Служба при нем в храме была самая боголепная, и всегда храм был полон народа. Отец Иоанн уезжает в Рдейский монастырь Новгородской губернии".
В 1937 году, будучи уже протоиереем, настоятелем Георгиевской церкви в г. Старая Русса, Иван Захарович был арестован и расстрелян, разделив судьбу своего младшего брата –  Алексея, более тридцати лет прослужившего в родной Васильевской Романовской церкви и расстрелянного на полтора месяца раньше. Оба брата нашли упокоение в Левашовской Пустоши под Санкт-Петербургом.
По линии матери мой прадед происходит из известного рода Орнатских.
В 50-х годах 18 века дьяконом церкви Иоакима и Анны в с. Носовском Череповецкого уезда служил Макар Алексеев. У него были два сына – Петр и Никифор, дочь – Акилина.
Акилина Макарова была выдана замуж за дьякона Чудской церкви Антипа Григорьева.
Акилина и Антип – родители Андрея Антиповича Орнатского – епископа Амвросия, автора знаменитой «Истории Российской иерархии».
Петр Макаров служил дьячком в Носовской церкви, у него было четыре дочери и два сына – Иосиф и Михаил, от которых и пошли две ветви Орнатских.
Михаил Петров в 1810 году был рукоположен во священника к Чуровской церкви, умер рано, оставив шестерых детей. Его сын Иван Михайлов, мой трижды прадед, фамилию Орнатский получил в стенах Кирилловского духовного училища в награду за отличную успеваемость от епископа Амвросия, который приходился ему двоюродным дядей.
Орнатский Иван Михайлович долгие годы прослужил священником в Череповецком уезде: священствовал в Ваучской, Едомской и Коленецкой церквях. Его дочь Мария Ивановна была выдана замуж за моего прадеда Белоликова Захария Ивановича.
Потомками Иосифа Петрова являются знаменитые в СПб клирики – протоиерей Орнатский Философ Николаевич, настоятель Казанского собора, принявший мученическую смерть в 1918 году (причислен к лику святых в 2000 году) и его брат Орнатский Иоанн Николаевич, священник Леушинского подворья, затем Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. О. Иоанн был женат на племяннице святого праведного Иоанна Кронштадтского Анне Семеновне Малкиной. 23 февраля 1936 года о. Иоанн был арестован НКВД Ленинградской области и приговорен к 5 годам лишения свободы с дальнейшим поражением в правах на 3 года. Через год о. Иоанн скончался в лагере.
Два священнических рода череповецкой земли –  они не только переплелись родственными связями, их объединяет общая судьба – целое поколение наших прадедов погибло за православную веру. Но жива память и звучат в моей душе слова: «От веры я не отрекусь!»

 

                                                                                                     Орищенко И.А.

                                                                                                      г. Севастополь

 

(Опубликовано в православной газете для детей и их родителей «Колокольчик» № 7(40), декабрь 2009, г.Череповец)

 

 

На главную страницу сайта

                         

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz